ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ В "КИНОМАКСЕ"

Газета "Челябинский рабочий"
11.05.2001
Я. Гайваронцев

В праздничные дни здесь показывают фильм "В августе 44-го"

Написанный в начале 70-х годов, роман Владимира Богомолова "Момент истины" (второе название " В августе сорок четвертого...") стал в свое время супербестселлером. Жесткий сюжетный каркас о работе военных контрразведчиков на только что освобожденной от гитлеровцев территории Западной Белоруссии нес внутри себя сочные эпизоды "окопной правды", разумеется, с поправками на специфику работы СМЕРШа.

Возможно, сам автор романа (и сценария) потому снял свое имя из титров, что многое по-настоящему волнующее писателя-фронтовика (то, что делает "лейтенантскую прозу" большой литературой) наши современники-кинематографисты попытались игнорировать. Новый российско-белорусский фильм, бюджет которого составил два миллиона долларов, уже успели назвать нашим ответом "Рядовому Райану". Впрочем, здесь нет панорамных боев и живописных взрывов, но и литературы здесь немного.

В центре сюжета – группа капитана Алехина, которого играет Евгений Миронов. В ее составе еще два офицера-разведчика и водитель "полуторки". Задача – найти и обезвредить немецких агентов, выдающих себя за офицеров Красной армии. Они, отслеживая передвижения советских войск, передают немцам стратегически важную информацию. Задача осложняется нехваткой людей и обилием всякого рода вражеских диверсантов в местных лесах. И все же враг будет найден и после "момента истины" разоблачен, а глубоко законспирированная сеть вражеских агентов уничтожена.

Вероятно, автор "Момента истины" обижается на режиссера фильма Михаила Пташука напрасно. Писателям редко нравится то, что делают из их произведений киношники. Впрочем, Богомолову есть и с чем сравнивать. Его "Ивана" в свое время сам Тарковский пересказал как "Иваново детство", и теперь это классика. У Пташука была иная задача. С тех пор, как в последний юбилей Победы Никита Михалков попенял государству, что, дескать, следующие поколения россиян будут узнавать о войне из голливудских кинолент, стало ясно, что скоро и у нас появятся свои блокбастеры о Великой Отечественной. Богомолов абсолютно прав, говоря, что многие несущие эпизоды оказались просто пропущенными, в фильме есть нестыковки, довольно странные недосказанности. А главное – драматизм и ежеминутное напряжение, сермяга фронтового разведчика, в которой удачи – лишь эпизоды, экранное время безжалостно сжимает и выставляет за скобки. Формат "В августе 44-го" – кино для современных кинокомплексов с широкими экранами и "долби-стерео", то-есть кино, заведомо апеллирующее к массовому сознанию.

Сюжетные неувязки спасают прекрасные актерские работы и мастерство оператора. Уже упомянутый нами Миронов идеально вписался в сюжет со своим скрытым за белесыми бровями интеллектом. Алексей Петренко играет роль генерала, "отца солдатам", без свойственного ему в последнее время нарочитого актерствования. А когда как искомое появляется холеное голубоглазое лицо "диверсанта" Александра Балуева, то все встает на свои места. Пташук дал возможность нашим звездам проявить себя в жанре традиционной военной драмы, где они выглядят всегда убедительно и ярко.

В фильме впервые за долгие годы появляется и нейтральный образ Сталина. Хочется надеяться, что ничем, кроме сюжетной необходимости, это не вызвано. Сталин здесь, действительно, не тиран и не маньяк, но верхушка большой военной машины, продолжением которой становятся подобострастные и тщеславные генералы, способные действовать лишь числом, а не умением. Для Богомолова-писателя это – ипостась рока и едва ли не самая большая трагедия войны для бывшего фронтового разведчика. Цена у Победы есть, и она во многом определяется наличием человеческих качеств у людей. В этом – суть "окопной правды", за которую и радеет настоящий писатель.