ГИМНАСТЕРКА НА ЗАКАЗ

Газета "Уральский курьер" №83
08.05.2001
Ольга Конфедерат

Военно-полевых романов на сегодняшнем экране не так уж много. Я имею в виду совершенно особый жанр, освященный всей послевоенной историей советского кино, а вовсе не те боевики, триллеры и психодрамы, что делаются в изобилии на материале вооруженных конфликтов 90-х годов. Нет, военное кино должно черпать вдохновение только в Великой Отечественной, когда понятие "Родина" не было усложнено противоречивыми впечатлениями от думских депутатов, олигархов и медиамагнатов. Когда героизм был героизмом, а не двусмысленностью. За последние 10-15 лет военно-патриотическая тема как-то вышла из моды. Но сегодня российская культурная политика переживает момент стабилизации, и незыблемые духовные ценности ой как нужны народу.

Словом, на наши экраны вышел серьезный фильм "В августе 44-го" белорусского режиссера Михаила Пташука.

Есть две-три темы в нашем кино, которых никакая конъюнктурность испортить не может. Даже откровенный идеологический заказ способен вызвать сочувствие зрительской аудитории и растрогать самого едкого критика, если заказ этот выполнен на материале Великой Отечественной войны. Тут мы безоружны. Гены не позволят ерничать. Так было в свое время с "Освобождением" и "Солдатами свободы", "Горячим снегом" и "Они сражались за Родину". "В августе 44-го" – тоже вещь заказная, но назвать ее конъюнктурной язык не повернется. У Михаила Пташука есть серьезный опыт общения с военной темой: лет двадцать назад его документальный фильм "У войны не женское лицо" вошел в число несомненных шедевров советского зрительского кинематографа. Его осыпали государственными и фестивальными премиями. Но больше того – его любили. Так что в искренности и чистоте режиссерских помыслов сомневаться нельзя. Тем более, что за литературную основу им взята проза В. Богомолова, где почти нет масштабных военных действий, но есть люди крупным планом.

"В августе 44-го" – это хроника ликвидации диверсионной группы, заброшенной врагом на территорию только что освобожденной Белоруссии. Трое офицеров СМЕРШа (актеры Евгений Миронов, Владислав Галкин, Юрий Колокольников), проявляя чудеса чутья и логики, идут по следу диверсантов, а в затылок им дышит Ставка, жестко обозначившая сроки выполнения. Одна минута сверх указанного, буквально одна минута – и расстрел. И как раз эта минута наступает, когда на узкой тропинке в лесу герои встречаются, наконец, лицом к лицу с противником. Неизвестно, что опаснее для ребят в этот миг: диверсант-ас Мищенко (Александр Балуев) здесь, на тропинке, или военный комиссар (Юрий Цурило) на том конце телеграфного провода. Это время смертельного выбора, и полевой капитан отменяет приказ главнокомандующего, принимая всю ответственность на себя. Победителей не судят. Хотя мы так и не узнаем, как оно было потом, после победы. Орден получил капитан, погонами рассчитался за свой героизм или сгинул в лагерях.

"В августе 44-го" – добротный и душевный фильм, но есть на нем отметины времени. Реабилитируя тему воинского подвига, совсем было изгаженную новейшей российской историей, Пташук равняется на зрительские массы и очень боится оказаться скучным. Зритель нынче молодой пошел – в среднем не старше 15-ти, и военная повесть должна быть рассказана понятным ему языком. Гимнастерочку надо подогнать по размеру.

Мне, видавшей эту гимнастерку на Марке Бернесе и Борисе Андрееве, на Валентине Зубкове, Михаиле Ульянове, Сергее Бондарчуке, Василии Шукшине, Николае Олялине, наконец, на Александре Феклистове, любопытно было посмотреть, как пойдет полевая форма образца 40-х молодым российским актерам конца 90-х. У них ведь совсем другой театральный и кинематографический опыт. Четверть века назад искусство и шоу соблюдали разделяющую их границу. По крайней мере, желание во что бы то ни стало развлечь зрителя еще не было тогда принципом и руководством к действию. Зрителю как бы давали возможность самому заинтересоваться происходящим, и актер был свободен от тех невероятных физических усилий, какие сегодня взвалили на него экран и сцена. Как минимум – техника каскадера, энергия шоумена, пластика тренера по шейпингу, выносливость брейк-данс-марафонца. Зрителя хватают за руки, дергают за полы и лезут ему на глаза, как ярмарочные зазывалы.

Ничего слишком одиозного Пташук не допустил. Хотя небольшое щегольство и заметно в работе Евгения Миронова (еще бы, звезда, Гамлет-99) и Владислава Галкина, но материал Великой Отечественной берет верх, и актеры смиряют свои порывы солировать каким-нибудь особенно отважным кульбитом. Они играют. Как это делали задолго до них Борис Андреев, Василий Шукшин, Сергей Бондарчук... Играют очень хорошо. Недаром Владислав Галкин на прошлогоднем фестивале в Минске, где представлен был фильм М. Пташука, получил приз с необычной формулировкой: "За вторую роль, ставшую первой". А Евгений Миронов (приз за лучшую роль на кинофестивале экранизаций) в лучшие минуты фильма напоминает гениального Олега Борисова – та же легкость и та же магия. Кстати, и сам фильм по заслугам удостоен приза "Серебряный кленовый лист" на последнем кинофестивале стран Балтии и СНГ.

И все же, и все же. Есть какая-то предзаданность в обработке литературной основы: чуть меньше психологии, чуть больше триллера – иначе зритель не "заведется". Портрет вождя народов в зловеще синем грозовом свете то и дело вздымается за плечами героев – это чтобы молодой зритель держал в виду историческую подоплеку. Чтобы он понял речь героев (все-таки полвека назад русский язык был старомоднее и правильнее), эта речь слегка пересыпана современным сленгом типа "прокачать ситуацию". Чтобы привыкший к мельканию видеоклипа глаз не расслабился до дремотного состояния, В. Спорышков (приз за операторскую работу на кинофестивале в Минске) безостановочно вращает съемочную камеру вокруг героев, вокруг оси, куда-то все время ныряет, уплывает, улетает, падает, слепящие засветки и мрачные тени бьют по нервам, как в лучших фильмах Хичкока. Не оставляет зрителя своим вниманием и автор саундтрека Александр Градский. Мне-то больше по душе его финальная баллада, исполненная под акустическую гитару, но максимум сил композитор вкладывает в звуковые вибрации, взрывы ударных и леденящие глиссандо труб, надсадно досказывающие зрителю-подростку то, чего он не понял из актерской игры и сюжета.

Впрочем, и для взрослого зрителя эти средства окажутся нелишними. За последнее время мы как-то отвыкли от шепота, долгого взгляда, сдержанности и глубины в кино. Время шоу, что поделаешь.