"В АВГУСТЕ 44-ГО" – МОМЕНТ ИСТИНЫ, МОМЕНТ ПРОШЛОГО

nashfilm.ru
Евгения Старостенкова

Леса, горы трупов, арсеналы оружия, неприязнь населения к советским войскам – такой предстает перед нами освобожденная Белоруссия 1944-го. Но опустошенность и покалеченность земли и людей – не самое страшное. Ведь диверсанты, работающие в советском тылу, не дремлют... Три молодых офицера во главе с капитаном Алехиным – контрразведчики СМЕРШа (аббревиатура, означающая "Смерть шпионам!"), которым поручено в кратчайшие сроки разыскать диверсионную группу. Под угрозой безжалостного военного трибунала капитан Алехин и его оперативная группа в последние минуты раскрывают замысел врага и обезвреживают шпионов.

Тема войны в русском кинематографе десятилетиями остается одной из главных. "Курсанты", "Девятая рота"... Но фильм Михаила Пташука – не одна из тех гламурных картин, в которых молодые красавцы-актеры значат больше мысли, больше режиссерского диалога со зрителем. А диалог о военном времени непрост, и можно было уже давно закончить с этой мучительной и кровавой темой. "Я бы рад с ней закончить, да война сама никак не заканчивается", – говорит Михаил Пташук, перенося современного зрителя в август 44-го года.

Говоря о фильме, нельзя не упомянуть человека, создавшего образ капитана Алехина. Владимир Богомолов, автор романа "Момент истины", – не случайный писатель, решивший отдать дань памяти героям Великой Отечественной. Он, окончивший семилетку и приписавший себе пару лет, 15-летним мальчишкой ушел на фронт осенью 41-го. Поэтому задача романа (и фильма) – показать войну такой, какой она была. Роман написан более 30-ти лет назад, но фильм, снятый по нему, хочется назвать самым реалистичным фильмом о войне.

Работа актеров была достаточно напряженной, но играли хорошо, без "звездных" поз и жестов на камеру. В главной роли – замечательный Евгений Миронов, благодаря которому образ Алехина получился живым и выразительным, несмотря на трудности, с которыми столкнулся актер, готовясь к съемкам. Дело в том, что многие из тех, кто снимался в фильме, никогда не служили в армии. Но незадолго до съемок Миронов приехал к Владимиру Богомолову с длинным списком вопросов, ответы на которые и помогли сделать фильм искренним и реалистичным.

Картина имеет немало достоинств. Приятно, что в основе сюжета – не подвиг командира и не геройская смерть за Родину. Ведь работая над сюжетом-штампом, трудно заставить зрителя поверить в историю, произошедшую с тремя молодыми контрразведчиками. Именно то, что герои фильма – люди из низших чинов, и их имена не вписаны в учебники истории, переносит зрителя в атмосферу того времени. А разногласия внутри разведки, без стеснения показанные режиссером, заставляют понять: даже признанные герои, спасшие, быть может, целую страну, на самом деле – всего лишь люди. Но лучшее в работе Пташука – поиск истины, пронизывающий всю картину.

Один из наиболее явных недостатков режиссуры – финал. В нем нет идеи, струящейся из каждого взгляда. Нет в нем и достойной развязки, ожидаемой зрителем после все сужающегося круга проблем, нависших над молодыми разведчиками. Но, несмотря на явную недоработанность и нежелание режиссера переснимать некоторые сцены, финал все же заставляет задуматься. Ведь и сила, и значение поступка Алехина и его товарищей – в незамеченности. Поэтому "некартинный" финал заставляет нас, сидящих по ту сторону экрана, еще сильнее прочувствовать увиденное.

Несмотря на успех "В августе 44-го" у зрителей, Владимир Богомолов снял свое имя из титров. Писатель-фронтовик объяснил это тем, что Пташук снял совсем не то, что было написано в романе. И все-таки картину так и хочется назвать "Моментом истины". Может, она и не соответствует полностью букве произведения писателя, тем не менее получилась настоящей. Это не хроника событий августа 44-го, а та истина, которая была и остается важным уроком Великой Отечественной войны.