"ИДИОТ" ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

Газета "Санкт-Петербургский курьер" №17
30.04.2008
Сергей Ильченко

Первый канал на днях завершил премьерный показ нового детективного сериала "Апостол". Нынче никого не удивишь фильмами и сериалами о подвигах наших разведчиков в годы Великой Отечественной войны. Благо, традиция, заложенная еще в советском кино, жива и поныне. Полковник Исаев и Иоганн Вайс на долгие годы вперед определили каноны того, что можно назвать военно-приключенческим фильмом.

Нынешние борцы за рейтинги прекрасно понимают, что без подобных героев в сетке вещания федерального канала можно очень серьезно отстать от конкурентов. Тем более, что война закончилась более шестидесяти лет назад, и немногие очевидцы и участники тех событий вряд ли смогут опровергнуть те буйные сериальные фантазии, которыми наполняется время от времени очередной детектив о советских разведчиках.

Новое амбициозное детище Первого канала с претенциозным названием "Апостол" развлекало зрителей запутанной и до предела усложненной сериальной интригой. В дюжину серий режиссеры Иван Иванов и Юрий Мороз уложили историю о двух братьях-близнецах, один из которых стал уголовником и немецким агентом, а другой – репрессированным учителем. Первый (Петр) погиб, спасаясь бегством от НКВД. Второму же (Павлу) вынужденно досталась роль брата. Он должен вернуться в развед-школу абвера и уничтожить некоего Гельдриха, ее начальника...

Интрига, как говорится, закручена лихо. Обстоятельства времени и места действия меняются на экране постоянно. Однако стержень сюжета сохраняется. Правда, он удивительным образом напоминает замечательную советскую кинодилогию "Путь в "Сатурн" и "Конец "Сатурна"", в которой разыгрывалась (вплоть до деталей) та же самая ситуация. В "Апостоле" все гораздо основательнее и серьезнее. Здесь вам и шантаж главного героя органами, и история с таинственным исчезновением его отца, и какие-то запутанные отношения между сотрудниками НКВД. Порою кажется, что ты смотришь какую-то психологическую драму, а отнюдь не детектив, который требует своих законов построения действия.

Впрочем, странность "Апостола" легко объяснима, если учесть, что роли обоих братьев играет Евгений Миронов. Шизофреническое раздвоение личности, коими отмечены персонажи артиста после сыгранного им "Идиота", присутствует и в новом сериале. Складывается впечатление, что Миронов не совсем понимает жанр детектива. Он изо всех сил пытается "раздвоить" собственное сознание, превращаясь то в "урку-уголовника", то в опытного разведчика вроде Штирлица. Получается, будто бы князь Мышкин эпохи Великой Отечественной оказался поневоле в тылу врага. Дилетантизм мироновского героя дает о себе знать. Он выглядит абсолютно нелогичным и неприличным. Подобного "засланного казачка" любой лейтенант абвера "расшифровал" бы в два счета. Иногда ловишь себя на мысли: "Уж не пародию ли на "Джентльменов удачи" ставили авторы "Апостола"?"

От натужной экспрессии Миронова рождается и ощущение ненастоящих отношений его героя со всеми остальными персонажами сериала и, в первую очередь, с капитаном Хромовым в колоритном исполнении Николая Фоменко. Шоумен пытается быть в меру психологичным, но второй план роли у него явно отсутствует. Последующие трансформации сего персонажа ближе к финалу сериала выглядят и вовсе каким-то маскарадом. Опереточностью исполнения отмечены и "наши", и "враги" в сериале. А уж о такой банальности, как конспирация, к которой нас приучили прежние фильмы о разведчиках, в сериале просто забыли. Ляп на ляпе сидит и ляпом погоняет. Достаточно вспомнить реплику одного из начальников Хромова, который забыл, что отправил капитана за линию фронта.

Вся история с операцией по уничтожению Гельдриха вообще окажется сюжетной "липой" в прямом и переносном смысле. Если вы смогли дотерпеть всю многозначительность и запутанность сериала "Апостол" до конца, то вас ждало неприятное удивление относительно того, кто же на самом деле является сим мистическим и таинственным персонажем... И в самом деле, собственный отец оказывается тем самым Гельдрихом, из-за которого фильм и растянули на двенадцать серий. Развязка этой сюжетной линии попахивает уже не опереттой, а бульварной мелодрамой безо всяких попыток обосновать логику такого сценарного хода.

Похоже, что после просмотра "Апостола" в телеэфире зритель так и не поймет: а зачем бедного героя Евгения Миронова столько серий заставляли изображать из себя супермена и суперагента. Эту тайну НКВД унесло с собою. А популярный артист может с удовлетворением записать в свой актив еще одного "странного" героя. Только жаль, что он никак не поймет: помимо собственного желания играть что угодно и кого угодно, есть еще и законы жанра, которые нарушать никак нельзя. В противном случае на вопрос, о чем сериал "Апостол", иной школьник может ответить: "О том, как князь Мышкин стал советским разведчиком"...