РАДИОСТАНЦИЯ "ЭХО МОСКВЫ": ПЕРЕДАЧА "ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА"

echo.msk.ru
26.04.2008
Ведущие: Ксения Ларина, Ирина Петровская

...

ЛАРИНА: Дорогие друзья, мы про телевизор будем говорить. Мы сегодня белые и пушистые, добрые сегодня. Я бы хотела начать с вопросов слушателей, которые пришли на сайт. Павлова Ольга, Санкт-Петербург: "Как вам понравился сериал "Апостол"? Считаете ли вы, что эта работа качественно отличается от других сериалов, идущих в настоящее время по телевизору?". И еще Иосиф Исаакович, пенсионер из Санкт-Петербурга: "В прошлую субботу вы тепло отозвались о первых сериях "Апостола". Ваше мнение не изменилось? Когда все это закончилось, был счастлив безмерно, "залетел" по глупости". Сергей Северов, бизнесмен: "Фильм "Апостол", уже начиная с названия, – это такая махрово-заказная залипуха, такое вселенское мещанство с толикой ковбойства, такое карцерное свободолюбие, замешанное на верноподданничестве, такое свидетельство бессилия лжедемократического искусства и кино, что пора, в частности, уже прекращать эту линию угоднического разоблачения КГБ руками и мордами подобных мастеров искусства. Шоумен Фоменко, – это как фрагмент из газеты "Завтра", – в роли сатрапа спецслужб, постоянно на протяжении половины сериала умывающийся собственной кровью и получивший карт-бланш на карьеру из рук самого Лаврентия Павловича, и "идиот" Миронов в роли разведчика-любителя, мгновенно сориентировавшегося в интригах всех спецслужб земного шара и овладевшего мордобоем на уровне лучших образцов, – это что-то". Это только фрагмент потрясающего выступления.

ПЕТРОВСКАЯ: Я отчасти с Иосифом Исааковичем тоже залетела не сказать по глупости, а по долгу службы. И очень похожее мнение слышала от разных коллег, профессионалов, которые начали смотреть, и уже потом, в частности, сейчас, была на финале ТЭФИ-региона и там сразу несколько человек страшно переживали, что пропускают последнюю серию. Причем, бесконечно оговариваясь, что тоже примерно так – залетели. Я скажу то, что думаю, потому что я посмотрела его практически целиком. В принципе это такое лихое кино с лихой интригой. Все очень лихо, круто заверчено. Мог бы быть густой замес, очень большая проблема этого сериала в том, что он сериал, из 12 серий состоящий. Потому что ощущение, что специально для того, чтобы растянуть на 12 серий, все это размазывалось и в результате временами просто ничего, временами жгучий экшн, а времени ничего не происходит. Непонятно, зачем люди куда-то ходят, какие-то совершенно необязательные эпизоды, сцены. Герои, которые исчезают и потом больше не появляются. Безусловно, на мой взгляд, 80% этого успеха и интереса обеспечил Евгений Миронов. Потому что он играет совершенно виртуозно. Да, конечно, там есть и то, что сказано, но только не мачо, а действительно такой супермен, который мастерски перевоплощается. Искать здесь какого-то историзма, соответствия историческим реалиям, по-моему, бессмысленно. Потому что это один из первых фильмов... можно было бы сказать, что о войне, но война в данном случае исключительно исторический фон. Я сейчас не могу сказать, хорошо это или плохо, но мы дожили до того момента, когда Великая Отечественная из сакрального события в истории нашей страны превратилась в некий исторический фон, где происходит все это действие, которое, возможно, никогда не могло происходить в реальности. И, скорее всего, его не было.

ЛАРИНА: А какая-то идеология этого кино в чем состоит? Поскольку там знаковые фигуры для нашей истории. Я имею в виду сотрудники НКВД.

ПЕТРОВСКАЯ: Очень интересная вещь. И идеологии там тоже практически нет. Потому что это схватка двух одинаково жестоких, бесчеловечных систем, в которой люди не имеют никакого значения. Фашистский и наш. Я думаю, что это будет одной из основных претензий со стороны многих читателей, слушателей, зрителей, историков в том числе. Потому что если мы вспомним все остальные фильмы о разведчиках, там всегда они сражались за Родину. Они тратили себя, жертвовали за нашу именно Победу. Это всегда были идейные борцы. В данном случае кино, в котором нет никакой идейной борьбы, борьбы за Родину. Потому что главный герой Евгения Миронова, он принимает эти условия, в которые его ставят Хромов-Фоменко, НКВД, только потому, что его поставили в безвыходную ситуацию. У него здесь остаются заложники жена и приемный сын.

ЛАРИНА: Путем шантажа практически.

ПЕТРОВСКАЯ: И он делает все только ради того, чтобы спасти свою семью. Точно так же абсолютно никаких идеологических, идейных, патриотических мотивов не наблюдается у его... даже не антипод, один из его партнеров по фильму, это Хромов. В исполнении Фоменко. У того тоже своя история, он наполовину немец. У него тоже посадили невесту. И он выполняет свою какую-то функцию и работу. И тоже невероятно жесток: точно так же, как на другой стороне немецкие деятели спецслужб, ему совершенно ничего не стоит если не самому, то приказать убить человека, ударить совершенно ни за что женщину, жену героя Миронова. Вот такое какое-то странное кино в том смысле, что такого, на военной основе, шпионского кино у нас еще не было. Абсолютно шпионский детектив. Искать здесь, мне кажется, какие-то соответствия: было не было, как это делали историки, когда обсуждали "Штрафбат" или ту же "Ликвидацию", это абсолютно бессмысленная вещь. Естественно, там помимо такого рода исторических каких-то явных, наверное, несоответствий и просто того, что это не могло, наверное, быть, потому что не могло быть никогда, огромное количество еще просто всяких несовпадений, неувязок сюжетных. Герой Баширова играет некоторую значительную роль, а потом вдруг исчезает. И эпизоды, которые вызывают массу вопросов. Например, у героя Миронова любовная, хотя не любовная, а постельная связь с одной из немок-надзирательниц в этой школе. И поскольку началась она с его братом, который убит – там два брата, близнецы, – то, естественно, когда возвращается этот подмененный, то продолжается вся эта история. И девушка ничего не замечает. Тоже довольно странно.

ЛАРИНА: Поскольку я не видела, мне все время напоминает сюжет "Джентльменов удачи".

ПЕТРОВСКАЯ: Там очень много всяких аналогий, об этом уже массу всего написали.

ЛАРИНА: "Здесь помню, здесь не помню."

ПЕТРОВСКАЯ: А еще там, например, когда интеллигента-брата...

ЛАРИНА: Здесь такое же противостояние, как директор детсада и урка, доцент.

ПЕТРОВСКАЯ: Урка брат-близнец случайно застрелен, тогда достают из ссылки Соловков, где, кстати, историки говорят, сроду никаких ссыльных не было, этого брата-интеллигента, очкарика, и точно так же обучают его...

ЛАРИНА: "Редиска – нехороший человек."

ПЕТРОВСКАЯ: Совершенно точно. Помимо этого, ему делают операцию, причем, видимо, уровня центра Святослава Федорова, потому что у него, знаешь, такие очки для дальнозорких, толстые, а тут он начинает хорошо видеть, но, правда, к концу снова зрение падает. И было бы странно, если бы оно не упало, потому что все время все друг друга бьют по башке.

ЛАРИНА: Надо смотреть, короче.

ПЕТРОВСКАЯ: И тем не менее, конечно, если бы не было растянуто на 12 серий, если бы чуть более тщательно работали с сюжетными линиями... все равно это отличается от самого ходового сериального продукта. И Миронов просто для меня невероятен. До какой степени он замечательно играет.

ЛАРИНА: Давай послушаем, что народ скажет. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Фильм, конечно, не понравился. Смотрел полностью.

ЛАРИНА: А почему?

СЛУШАТЕЛЬ: Роль Хромова-Фоменко не очень. Этот его взгляд такой всегда какой-то напряженный, эмоций особенно нет.

ЛАРИНА: Но Вы же посмотрели до конца. Значит, зацепило.

СЛУШАТЕЛЬ: Пожилой контрразведчик в исполнении Юрия Назарова тоже. Для этой роли он немножко пожилой. Мне кажется, что в то время не могли такого возраста быть такие... генеральская у него должность. Как-то мне это особенно...

ЛАРИНА: Как Вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬ: Михаил.

ЛАРИНА: Спасибо. Еще звонок.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Фильм сам по себе нам понравился, мы его с женой смотрели взахлеб. И вообще, на самом деле, вся сюжетная линия: очень много нюансов, которые нужно просто понимать. В частности, по поводу господина Хромова, который якобы безыдейный и обездоленный режимом. Вот когда он встречается с Берией, и нюанс встречи с Берией, когда проходит мимо бывших товарищей, не замечая их, это такой конкретный сюжетный штрих, который очень о многом говорит. А что касается самого Миронова, это просто превосходная игра. И Фоменко сам по себе хорош. Мы его в театре видели.

ПЕТРОВСКАЯ: Фоменко или Миронов?

СЛУШАТЕЛЬ: И Фоменко. Потому что действительно блестящая игра актеров. Они все хороши, все на своем месте. И отец. Да, действительно, это просто в фильмах такого плана суметь сыграть и показать свой актерский уровень – на мой взгляд, это действительно мастерство.

ЛАРИНА: Как Вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬ: Александр.

ЛАРИНА: Спасибо, Александр.

ПЕТРОВСКАЯ: Кстати, отца играет Андрей Смирнов.

ЛАРИНА: Актерский состав очень мощный.

ПЕТРОВСКАЯ: Я все равно считаю, что всех переиграл в данном случае Миронов. Что касается того, как идет Фоменко, не глядя на своих коллег, сослуживцев, идет к Берии, все равно никакой идейности не прослеживается. Человек просто, который исполняет свою работу, исходя из понимания того, что он встроен в эту корпорацию. Ни одним словом, намеком никаких других мотивов там, обычно свойственных для такого рода военно-исторического, приключенческого, тем не менее, кино, там совершенно… я, во всяком случае, не заметила.

ЛАРИНА: А там же какая-то интрига есть с режиссурой. Там целая куча режиссеров, один другого менял.

ПЕТРОВСКАЯ: Да, первые серии снимал Геннадий Сидоров, который сделал замечательный фильм "Старухи". Потом что-то произошло, его от этого фильма отстранили...

ЛАРИНА: Чуть ли ни Женя Миронов должен был сам.

ПЕТРОВСКАЯ: Да, он сказал, я читала интервью, он не то чтобы снимал, но много на себя брал и организационной, и продюсерской работы. И потом уже подключился Юрий Мороз.

ЛАРИНА: Еще Николай Лебедев был.

ПЕТРОВСКАЯ: Да, он, по-моему, снимал сцены захвата поезда.

ЛАРИНА: И потом лирику делал уже Мороз.

ПЕТРОВСКАЯ: Так что это исключительно коллективное творчество, а Геннадий Сидоров там фигурирует... а может быть, это вообще еще более обобщенный образ: и Лебедев, и Сидоров – это "Иван Иванов" значится в титрах.

ЛАРИНА: Может быть, с этим связаны нестыковки сценарные?

ПЕТРОВСКАЯ: Может быть. Скорее всего, потому что когда все-таки один человек, ты помнишь. По-моему, это было в случае с "Есениным".

ЛАРИНА: Нет, "Есенина" снимал один.

ПЕТРОВСКАЯ: В каком-то недавнем сериале точно так же сам режиссер, по-моему, отказался ставить титры, и там тоже все поплыло. То-есть, он на какой-то момент отошел, дальше там группа товарищей доделывала.

ЛАРИНА: Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Посмотрела фильм на одном дыхании просто. И очень понравилась сюжетная линия. И, естественно, игра сумасшедше играл Миронов, и Фоменко тоже, конечно. Еще мне очень понравилось, как играла Дарья Мороз.

ЛАРИНА: Спасибо большое. Ира, ты про женщин не сказала.

ПЕТРОВСКАЯ: Дарья Мороз... для меня там есть в ее игре некоторый перебор. И вторая женщина, Лариса Малеванная. Она играет классическую интеллигентную маму, которая переживает за сына.

ЛАРИНА: А ее сыновья – Миронов?

ПЕТРОВСКАЯ: Хромов-Фоменко. Я не говорю уже о немке, которая увлечена нашим разведчиком. Хотя эта линия и... многие это немножко обсмеяли, вспомнили "Щит и меч", где у героя Любшина тоже намечалась такая любовная линия с героиней Аллы Демидовой. Тоже немкой. Но, правда, тогда было целомудренное кино, и до таких подробностей, до столов и специальных помещений, где происходят эти бурные встречи, дело не дошло.

ЛАРИНА: Преступную любовь нам продемонстрирует в следующем сериале Сергей Безруков "В июне 1941" будет любить польку.

ПЕТРОВСКАЯ: Нет, это как-то иначе называется.

ЛАРИНА: Нет, "В июне 1941", там у него любовь с полячкой.

ПЕТРОВСКАЯ: Да, но не военнопленного и учащегося школы разведки.

ЛАРИНА: Я всех ваших подробностей не знаю. С "Апостолом" все. ...