АПОСТОЛ ЕВГЕНИЙ

fontanka.ru
14.04.2008
Сергей Ильченко-мл.

Весенняя сериальная лихорадка на нашем ТВ продолжается. "НТВ" уже успело отметиться "телевизионным блокбастером" "Литейный, 4", скромное "РЕН-ТВ" явило зрителю курьезное многосерийное продолжение знаменитой кинотрилогии "Терминатор". Теперь же в игру вступил главный телеканал страны – "Первый". На прошлой неделе им были показаны первые четыре серии нового приключенческого сериала "Апостол".

На звучащие имена новый проект оказался не беден. Главные роли в нем исполнили Евгений Миронов, Николай Фоменко, Дарья Мороз и Александр Баширов. В качестве режиссеров выступили Геннадий Сидоров (известный по фильму "Старухи") и Юрий Мороз ("Подземелье ведьм", "Каменская", "Точка"). Последний, кстати, поставил в 2007 году сериал "Братья Карамазовы", который вскоре зритель должен увидеть на одном из ведущих каналов страны. Подобный актерско-режиссерский ансамбль, помноженный на военно-шпионскую тематику нового проекта, не мог не гарантировать "Апостолу" успех. И действительно – на Украине, где сериал был показан еще в феврале, одна только первая серия собрала нешуточные 25% аудитории.

А ведь судьба "Апостола" складывалась совсем непросто. Как сообщают различные источники, режиссер Сидоров, отсняв 9 из 12 серий фильма, покинул проект. В гневном интервью для одного из изданий Геннадий рассказывал, что его, фактически, выживали из сериала: переписывали без ведома режиссера сценарий, меняли персонажей, в общем – всячески мешали реализовывать творческие замыслы. После скандального ухода Сидорова (который в титрах к окончательной версии "Апостола" значится под стыдливым псевдонимом "Иван Иванов") работу над сериалом стал вести Юрий Мороз. Впрочем, это только фильм "Амаркорд" был бы невозможен без Федерико Феллини. Работа над телесериалом по определению требует несколько иных творческих усилий, а потому режиссеров здесь можно – без особой потери качества – менять хоть каждый второй съемочный день.

"Апостол" обращается к модной теме противостояния разведслужб СССР и Германии времен Великой Отечественной войны. Евгений Миронов играет роль Петра Истомина – бывшего вора-рецидивиста, завербованного немцами и обученного на диверсанта-разведчика в одной из школ Абвера (немецкий орган разведки и контрразведки). После неудачного парашютирования Истомин попадает в цепкие руки НКВД и через некоторое время погибает при попытке к бегству.

Тут начинается самое интересное: капитан НКВД Алексей Хромов (Николай Фоменко) узнает о существовании брата-близнеца Истомина – Павла. Тот оказывается умницей-интеллигентом, осужденным по 58-ой статье УК и работающим сельским учителем где-то в глуши на поселении. Хромову и его людям предстоит сделать невозможное: превратить мягкотелого Павла в матерого уголовника и отправить его обратно к немцам с секретным заданием – вычислить и уничтожить загадочного руководителя школы диверсантов.

Фильмы и сериалы о Великой Отечественной войне можно, условно говоря, снимать по трем схемам.

Первая – слепить нечто ура-патриотическое и откровенно лживое. Такой была гранитно-официозная эпопея Юрия Озерова "Освобождение".

Можно, напротив, снимать кино разоблачительного толка и открывать зрителю неизвестные страницы войны. Здесь сами собой в качестве примера напрашиваются лента "Сволочи" и сериал "Штрафбат".

Вообще, если первоначально, в советской массовой культуре, враг у русского народа в военных фильмах был только один – фашистская сила темная – то впоследствии в качестве сугубо отрицательных персонажей в произведениях такого рода стали фигурировать еще и особисты, СМЕРШевцы, одним словом – "кровавая гэбня".

Практически в каждом новейшем сериале о войне есть образ чекиста-упыря: в "Курсантах" кровопийцу в погонах играет звезда "Бригады" Павел Майков, в "Штрафбате" – Роман Мадянов (поднаторевший в изображении демонов в форме в телепроектах "Солдаты", "В круге первом", "Гражданин начальник"). Создается впечатление, будто авторы современных сериалов хотят вбить в зрительскую голову мысль о том, что советская власть воевала не столько с фашизмом, сколько со своим народом. Валерия Ильинична Новодворская, думается, такую точку зрения охотно бы поддержала.

Наконец, есть и третий способ: создать нечто нейтрально-развлекательное, далекое от любой политической конъюнктуры. В данном случае можно вспомнить сериал "Диверсант". Интересно, реалистично, без претензий на открытие "неизвестной войны" – такого рода телепродукция мало чем отличается от компьютерных игр на тему Второй мировой.

Сериал "Апостол" комбинирует две последние схемы. Закрученность сюжета и зрелищность сочетаются здесь с красочным изображением палаческой деятельности советских Органов.

Возьмем главного героя Павла Истомина. Сам – осужденный, мать и отец сгинули в сталинских лагерях, ребенок отправлен в детский дом, а жена – в психушку. При этом сначала сына и возлюбленную Истомина люди из НКВД – при условии, что тот согласится стать двойником брата-уголовника – обещают эвакуировать в Куйбышев. Зачем чекистам нужно было обманывать главного героя (ставшего настоящим козырем в руках советской контрразведки) и подвергать репрессиям его близких, неясно.

Достается от советской власти не только Истомину. Его беды детерминированы драматургией сериала, который задумывался, прежде всего, как история о человеческой судьбе, перемолотой жерновами Системы. Тот же капитан Хромов на протяжении всего фильма не столько решает шпионские головоломки, сколько испытывает на своей шкуре козни, чинимые коллегами по НКВД. Да что там: невеста капитана сидит в лагерях, а ближе к концу сериала Хромова самого схватят как шпиона и разукрасят в подвалах Лубянки почище комдива Котова из "Утомленных солнцем".

Роль рефлексирующего страдальца, вписанная в канву библейских мотивов ("апостольские" имена братьев, шпионская деятельность главного героя как своеобразная иллюстрация слов о "ловцах человеков"), словно создавалась под Евгения Миронова. В его Павле Истомине несложно увидеть и Глеба Нержина из сериала "В круге первом", и князя Мышкина из "Идиота", и, наконец, главного героя из "Мусульманина" Владимира Хотиненко – тот тоже был своим среди чужих и чужим среди своих.

Миронов нынче считается едва ли не главным российским актером. Назвать его игру в "Апостоле" гениальной не поворачивается язык. Интеллигента Павла Миронов изображает словно "на автомате", на топливе, оставшемся после работы над образами Нержина и Мышкина. Превращаясь в вертлявого уголовника Петра, он заметно переигрывает и скатывается до карикатуры. Впрочем, вопрос о том, можно ли вообще гениально сыграть в сериале, остается открытым.

Николай Фоменко в "Апостоле" смотрится крайне неплохо: ведущий шоу "50 блондинок" создал довольно сочный образ Мефистофеля в погонах, являющегося Павлу то демоном-искусителем, то ангелом-хранителем. Кроме того, в "Апостоле" в энный раз в роли придурковатого урки мы увидим Александра Баширова. Он играет приятеля Истомина по разведшколе. Дарья Мороз появляется в сериале в роли жены Павла и создает дежурный для нашей культуры образ настоящий русской женщины – со всеми вытекающими отсюда остановками коня на скаку и вхождениями в горящую избу.

Забавно, что фабула "Апостола" до неприличия напоминает... "Джентльменов удачи". Один только эпизод, когда Хромов учит героя Миронова воровскому жаргону, немедленно воскрешает в памяти знаменитую лекцию о значении слов "редиска" и "шухер". При этом все-таки следует признать, что смотреть "Апостола" интересно. Сериал держит вас в напряжении – даже несмотря на комичные параллели, мелодраматическую приторность (бесконечные воспоминания Истомина о былой любви, честное слово, утомляют) и поднадоевшие сценарные ходы, когда главным злодеем оказывается тот, на кого и подумать-то нельзя.

"Апостола" зритель будет смотреть до конца. Человеческое любопытство сильнее эстетического протеста против гегемонии экранных зрелищ и несогласия со взглядами авторов на нашу историю. Так что стабильная аудитория "Апостолу" гарантирована. А что еще надо создателям сериала?