"АПОСТОЛ": СОВРЕМЕННЫЕ ИГРЫ В ВОЙНУ

nashfilm.ru
Алексей Чернов

Все мы помним масштабные батальные сцены и подвиг советских солдат в таких картинах, как "Они сражались за Родину", "Батальоны просят огня". Выверенный расчет, оголение нервов в "Семнадцать мгновений весны". Осознание, что у войны не женское лицо в "А зори здесь тихие". То были фильмы, ставшие неотъемлемой частью истории уже несуществующей страны, герои и героини, про которых принято говорить "...да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя...".

Современные картины на военную тематику делают акцент на другое. Рассказывают про вклад в общую победу так называемых врагов народа, деклассированных элементов. Новые герои не подпадают под категорию отличников боевой и политической подготовки, мотивы, побудившие их взяться за оружие, порой далеки от идеалистических. Что и происходит в новом 12-серийном фильме "Апостол", повествующем о противоборстве немецкой и советской разведок в первые годы Великой Отечественной войны.

Агентурную кличку "Апостол" присваивает сотрудник особого отдела НКВД подполковник Хромов своему новому "подопечному" Павлу Истомину; человеку, которому волею судьбы и обстоятельств предстоит стать козырной картой в игре, завязавшейся между НКВД и Абвером.

Первую раздачу сделали немцы. Диверсионная группа в составе бывшего военнопленного Марченко и вора-медвежатника Истомина забрасывается в советский тыл. Непосредственно перед десантированием Марченко убивает пилотов и инструктора, бьет по голове Истомина. После приземления сдается сотрудникам НКВД, начинает сотрудничать. Успевший также выпрыгнуть из самолета Истомин попадает в госпиталь и в нежные объятия Хромова. Подполковник пытается перевербовать диверсанта, поскольку тому надлежит после выполнения задания вернуться в немецкую разведшколу, которой руководит таинственный и давний противник чекиста Отто фон Гельдрих. Однако Истомин погибает при попытке побега. Казалось, что Хромов потерял единственную ниточку, способную связать его с врагом. Но используемая на полную мощь машина НКВД дает ему шанс отбиться.

У рецидивиста Петра Истомина есть брат-близнец Павел, сельский учитель. А у Хромова – поистине неограниченные возможности, чтобы превратить одного в другого. Или наоборот. После месяца подготовки Павел становится Петром и получает прозвище Апостол, по аналогии со святыми.

Имея козырь в рукаве, Хромов старается навязать свою игру. Апостол возвращается в разведшколу, выходит на Гельдриха, пытается завоевать его доверие. Но враг умен и коварен. И не хуже чекиста умеет просчитывать ходы "на раз, два, три". А также блефовать и наносить когда ложные, а порой и превентивные удары. Разыгрывать партии так, что поневоле приходиться вспоминать не только святых Петра и Павла, а и остальных апостолов. И удары наносятся вовсе не вслепую. Абвером внедрен в руководство НКВД "крот". Знакомство с которым отнюдь не обрадует Истомина.

Сюжет фильма, режиссерами которого являются Геннадий Сидоров и Юрий Мороз, преподносит иногда резкие, но вполне стандартные повороты, характерные для жанра шпионской драмы. Приоритет отдан скорее ловкости и наитию агентов, а не тонкому расчету и холодному рассудку. Все-таки это больше карты, а не шахматы. Поединок немецкой и советской разведок разворачивается на фоне столкновения характеров Истомина и Хромова. Общая у них только Родина, все остальное – врозь. Один предан советскому строю и является его олицетворением, у другого этот строй отобрал сначала отца, потом брата, а теперь отнимает жену и приемного сына. Но, если поначалу Истомин слаб и полностью зависим, то со временем ситуация меняется. Хромов манипулирует своей креатурой ровно до того момента, пока Апостол не выучивает правила игры и не получает на руки свои первые карты. А как лягут карты, знает только Бог, ну или его апостолы...

Братьев Истоминых сыграл Евгений Миронов. Его куратора Хромова – Николай Фоменко. На фоне, как обычно, безукоризненного актерского перевоплощения Миронова его оппонент смотрится несколько грузновато не только буквально, но и фигурально. Не спасают даже крупные планы задумчивых округлых глаз и строгая форма подполковника НКВД. Все-таки Фоменко воспринимается как шоумен и гонщик, а не драматический актер. Порой так и возникает ощущение, что Николай широко улыбнется и продекламирует дежурную шутку для радио.

Сериал "Апостол", по-видимому, очень хочет вкусить зрительской любви наравне со "Штрафбатом" и "Диверсантом". И предпосылки к этому есть. Противоречивые характеры героев, торжество личности над идеей – приметы военных картин нашего времени соблюдены. Немного различаются жанры. "Апостол" в большей степени драма, огромную долю экранного времени занимают переживания и воспоминания героев. И события разворачиваются плавно, поэтапно. Как в азартной, но просчитываемой карточной игре. А вот в какой именно – покер или дурака – еще предстоит решить.