БОЖИЙ ДАР ИСПОРТИЛ ЯИЧНИЦУ

"Независимая газета"
25.04.2008
Екатерина Барабаш

Вчера на Первом канале закончился 12-серийный "Апостол" в постановке Юрия Мороза по сценарию Олега Антонова. При многих достоинствах – хорошие актеры, заметная режиссерская рука – у фильма два несомненных недостатка: катастрофическая растянутость и слишком хорошая игра Евгения Миронова.

Немножко заныло под ложечкой. Слегка затуманился взор. Вспомнилось детство, "Майор Вихрь", "Адъютант его превосходительства", "Вариант "Омега", "Щит и меч", "Место встречи изменить нельзя", "Мертвый сезон"... Советские разведчики были хороши собой, умны, благородны, обаятельны. А потом кончился Советский Союз, и советский разведчик перестал быть небожителем – его стали писать через запятую вперемежку с другими военными профессиями – артиллерист, связист, десантник, разведчик. Стопроцентно положительный герой задохнулся сначала в перестроечном угаре, потом растворился в коммерческой чернухе и наконец с ним было покончено. За полной профнепригодностью и ненадобностью.

Однако телевидение не только мертвого из могилы достанет – оно его, если надо, оживит и заставить работать на себя. И вот он вернулся – в образе скромного учителя математики, интеллигента, соловецкого ссыльного Павла Истомина (Евгений Миронов). Хотя никаких ссыльных на Соловках в 42-м не было. Точнее, Павла Истомина мы видим совсем недолго – ему надо влезть в шкуру своего погибшего брата-близнеца Петра, уголовника и агента Абвера. Петр был застрелен при попытке к бегству – как раз перед тем, как капитан НКВД Хромов (Николай Фоменко) собрался готовить из него двойного агента. За Петра отдувается Павел – а куда ему деваться, если НКВД грозится отправить на тот свет его семью – жену Лиду (Дарья Мороз) и приемного сына Сережу? Павел, проявив недюжинные способности, за полтора месяца вживается в образ брата и отправляется обратно в разведшколу, чтобы по заданию НКВД убить неуловимого Гейльдриха, директора школы, высокого абверовского чина.

"Апостол" (подпольная кличка новоявленного разведчика) не очень вписывается в обычный сериальный контекст. Перед нами – попытка соединить несоединимое: кино и телесериал. Отчего остается только печально вздыхать и мечтать дожить до времен, когда катастрофическая переполненность российского эфира сериалами перестанет соседствовать с неуместной стыдливостью.

Видно сразу: сценарий "Апостола" – нормальная основа для нормального шпионского детектива. Олег Антонов – опытный кинодраматург, знающий, как строить интригу и выписывать характеры по касательной, не особо углубляясь в них, но и не слишком их упрощая. В "большом" кино это умение очень ценно для создания мелодрам и триллеров. Что, собственно, мы и имеем в "Апостоле". Вроде бы парадокс: чем длиннее фильм, тем, казалось бы, больше возможностей проработать сюжет, помусолить детали для пущей их достоверности, покопать характер. Но сериал – как мазутное пятно на воде, он разлит тонким слоем по поверхности, и чем дальше, тем слой тоньше.

Слов нет – Евгений Миронов не просто хорош. Он органичен фантастически. Он вживается в образ, точнее – в образы, до полного погружения. Моментами словно воочию видишь, как он буквально подминает, подгребает под себя весь фильм, не оставляя другим актерам пространства для маневра. Рядом с Мироновым всякий персонаж смотрится проходным – подыграть, оттенить. Даже как-то жаль усилий хороших актеров Николая Фоменко, Ларисы Малеванной, Дарьи Мороз, Андрея Смирнова, Александра Баширова.

Да не осудят автора этих строк за крамолу, но, думается, есть ситуации, когда не надо так выкладываться. Актерские и режиссерские затраты не оправдываются, "высокое" исполнение входит в противоречие с "низким" замыслом. И не надо морщиться от слова "низкий" – это не синоним слову "скверный". И Божий дар, и яичница – каждый отдельно великолепен, но путать их не надо. В случае с "Апостолом" Божий дар Миронова и недюжинные старания Фоменко и Мороз (которая, всерьез выкладываясь, не замечает, как сильно переигрывает) становятся ненужным изыском для яичницы vulgaris, не только не улучшающим ее вкус, но и мешающим распробовать саму яичницу. Когда фильм умышленно растянут на 12 серий, неминуемо страдает качество в целом – начинаются повторы, проходы, необъяснимые поступки героев, высосанные из пальца эпизоды и диалоги. Если персонажа избивают – то уж в течение чуть ли не целой серии. Если над женой героя и ребенком издеваются, то уж так, словно сжить их со свету – главнейшая задача НКВД. Однако ж – целая сюжетная линия. Материализовавшийся отец Павла вообще намертво повисает камнем, уволакивая весь фильм на вязкое илистое дно. Впрочем, есть ли смысл это всерьез анализировать, коль скоро сюжет подверстан под определенную цель: сделать больше серий, чтобы продать их за большие деньги?

Потому-то и неловко наблюдать за актерской игрой "до полной гибели всерьез" там, где играть приходится вхолостую. Как если бы Леонардо да Винчи наняли рисовать комиксы, а он извелся бы, пытаясь вдохнуть в них настоящую жизнь и настоящий талант. Главное – комиксы-то получились бы наверняка неудачными.