ДЕЯНИЯ "АПОСТОЛА"

Газета "Время и деньги"
29.04.2008
Татьяна Мамаева

Очередной детективный сериал "Апостол", снятый Юрием Морозом, долго ждали, о нем много говорили в преддверии показа. Анонсировал его и приезжавший прошлой осенью на "Золотой минбар" исполнитель главной роли Евгений Миронов. По большому счету ожидания не оправдались.

Да не нужен нам сейчас второй "Щит и меч" и очередной "Путь в Сатурн" – пусть бы был первый и оригинальный "Апостол". Определенная оригинальность в нем есть, завязка – два брата-близнеца с библейскими именами – достаточно любопытная. Но не более. Хотим мы того или нет, элемент сравнения идет постоянно. "Семнадцать мгновений весны" остаются в стороне, там практически все так совершенно и уместно, так отточено, что сравнивать не хочется. Да и фабула к "Апостолу" не имеет отношения – другой период войны, другие взаимоотношения.

Вот "Щит и меч", "Путь в Сатурн", "Конец Сатурна" – это все из "одной корзины" с "Апостолом". Фабула так же крутится вокруг разведшколы, двойных агентов и иже с ними. Уже после первой серии "Апостола" появились подозрения, что "фильмам-предшественникам" он проигрывает. Дотошные зрители докопались до кучи фактических ошибок – не та форма, не тот самолет. Меня это все мало тронуло – ну пусть не тот самолет, лишь бы "правда жизни" была. Но и ее нет. Одна надуманная сюжетная линия с папой-Гейдрихом что стоит!

Основная ошибка создателей "Апостола", мне кажется, в том, что они растянули повествование на 12 серий. Есть серии, содержание которых можно пересказать парой фраз, потому что в них ровным счетом ничего не происходит. По-хорошему, надо было уложить все в четыре серии, "отжав воду". Но понятно: 4 серии против 12 – это гонорар в три раза меньше. Кто с этим поспорит? В результате в повествовании нет нерва.

Среди множества отличий фильмов про Вайса и Генриха Шварцкопфа, разведшколу "Сатурн" и агента по кличке "Апостол" есть одно, на мой взгляд, принципиальное. В первых двух случаях режиссеры не побоялись взять актеров нераскрученных. Станислав Любшин перед тем, как попал в "Щит и меч", немного поснимался в отнюдь не главных ролях, для Олега Янковского роль Генриха была дебютом в кино, Михаил Волков из "Сатурна" был известным театральным актером, работал в БДТ у Товстоногова, но в кино до этого не снимался. Юрий Мороз намеренно берет "звезду", словно предчувствуя, что ей придется лечь на амбразуру.

По сути весь фильм держится на Евгении Миронове, на его чудо-органике. Уберите из "Апостола" Миронова – что останется? Впрочем, иногда и органика не спасает. Ужасающе карамельный финал, когда Истомин на берегу видит фигуры жены и сына, светящиеся, с подобием нимба и крыльев, – здесь и Миронов бессилен. И неважно, действительно он видит своих близких или их уже нет в живых и перед ним видение, нам в конце предложили потоки патоки. Почему-то сразу вспомнился финал ленты "Щит и меч" – больной Белов-Вайс идет навстречу советским войскам, усталый, опустошенный, такой негероический. Просто человек, который сделал свое дело. Воспитательный эффект от этой сцены был неслабый, впрочем, сейчас об этом никто уже давно не думает. Любопытная деталь: говорят, что Владимир Путин выбрал профессию разведчика, посмотрев именно "Щит и меч".

Наше восприятие "героев" поменялось – Вайс-Белов и Крылов-Крамер из "Сатурна" были рыцари "без страха и упрека", в их правоте было невозможно усомниться, они сознательно шли на риск. Истомин – жертва обстоятельств, ему лишь бы выпутаться. Что до чекиста в исполнении Николая Фоменко, то здесь ни грамма симпатий быть не может – мучили его коллеги? А сам он скольких мучил?

Так что деяния Апостола из разведшколы туманны и расплывчаты, они буквально тонут в мареве надуманных сюжетных ходов. Нет, не конкурент фильм Юрия Мороза старой доброй классике "про их шпионов и наших разведчиков".