"АНКОР, ЕЩЕ АНКОР!"

kino-teatr.ru
27.03.1993
Александр Федоров

Честно говоря, предыдущий фильм Петра Тодоровского с суперкассовым названием "Интердевочка" меня страшно разочаровал. Тонкий психолог, автор замечательного "Военно-полевого романа" и не вполне удавшейся, но талантливой картины "По главной улице с оркестром", Петр Тодоровский вдруг "купился" на поверхностный, конъюнктурный сценарий В. Кунина, где доступным для "широких масс" языком рассказывалось, что и шлюхи любить умеют... Конечно, на экране, благодаря профессионализму режиссуры, прямолинейный сценарий во многих эпизодах стал выглядеть вполне пристойно и кое-где даже психологически убедительно, но в целом все это было "из другой оперы".

И слава Богу, что в новой своей работе Петр Тодоровский вернулся на круги своя. Сам написал сценарий о жизни российского военного городка 46-го года, сам написал щемящую музыку, сам поставил фильм с "федотовским" названием "Анкор, еще анкор!".

В одном из таких военных городков прошло мое детство, и во время сеанса я с печальной ностальгией вспоминал давно ушедшие годы. Военный городок: замкнутый мир, где все друг друга знают, где от вездесущего ока офицерских жен не скроется даже иголка в стогу сена, но где, тем не менее, постоянно случаются всякого рода ЧП. То бравый майор на своем шикарном "авто" привезет из города целый букет красавиц легкого поведения, то "старлей" погонится ночью за своей неверной супругой с пистолетом в руке, то подерется кто-то по пьянке...

Если собрать все эти истории вместе и пригласить Леонида Гайдая, очень смешная может получиться комедия. Но Тодоровский – не Гайдай. И у него в фильме забавные эпизоды-анекдоты (типа: "Приходит муж с работы, а его жена в постели с начальником") накрепко впаяны в драматический сюжет, в котором проступают зловещие приметы времени, в котором парня, считающего дни и часы до окончания воинской службы, могли бросить в лагерь только за то, что он имел неосторожность написать пару лишних слов своему другу с гражданки, а гвардии полковник, герой войны, вынужден подчиниться жалкому капитанишке-гэбисту.

Один из отечественных критиков поспешил заявить а телепередаче, что "Анкор..", дескать, вызывает в зале утробно-животный смех, что в фильме нет любви, а торжествуют примитивные инстинкты. На мой взгляд, такая точка зрения может сложиться у человека, не слишком внимательно смотревшего фильм. Да, в "Анкоре..." нет любви утонченно-интеллектуальной. Любовные сцены то и дело приземляются юмористическими штрихами. Однако в искренность чувств большинства героев веришь. Веришь и в то, что герой Валентина Гафта, прошедший всю войну полковник, любит свою нынешнюю жену (Ирина Розанова), с которой он встретился на фронте, но не может забыть и свою довоенную жену (Лариса Малеванная). Веришь в то, что обаятельный лейтенант в исполнении не менее обаятельного Евгения Миронова (успевшего ярко заявить о себе в фильме Тодоровского-младшего "Любовь") искренне увлекся молодой женой этого самого полковника, а потом струсил. Веришь в любовь непутевой "изменщицы" (Елена Яковлеве), которая ради служебной карьеры своего муже (Сергей Никоненко) принимает в постели разных начальников...

Картина Петра Тодоровского привлекает именно тем, о чем российский кинематограф последних лет успел порядком подзабыть: он рассказывает о жизни людей через любовь, даже если она порой выглядит смешной и недостаточно "духовной".