"ПОБЕГ"

"Первая Крымская газета" №70
15.04.2005
Сергей Пальчиковский

Ищи Ветрова в поле, у незнакомого поселка, на голливудской высоте

Хирург Евгений Ветров, которого играет Евгений Миронов, – очень хороший хирург. Слишком хороший хирург. Не был бы он таким хорошим хирургом, ничего бы, наверное, не произошло. А так произошло, да еще ого-го сколько всего произошло, и хороший артист Миронов сыграл хорошего хирурга Ветрова в новом фильме Егора Кончаловского "Побег".

Сразу вопросы – кто бежит? от кого бежит? куда бежит? Бежит герой Евгения Миронова, которого арестовывают и которому выносят суровый приговор за убийство любимой жены Ирины, которую он, понятное дело, не убивал и убивать не собирался. Бежит от тех, кто его преследует, а это, прежде всего, два сыскаря – один вроде гуманный (Алексей Серебряков), другой вроде жесткий (Андрей Смоляков), хотя в очках и разговаривает вполголоса. А вот куда бежит и куда убежит – одному Богу ведомо. Вначале Ветров петляет по лесу, очень долго, слишком долго петляет, затем пробирается по болоту, потом плывет по реке, удирает на поезде, рискуя, рискуя и еще раз рискуя, затем вторично бежит из вертолета – вернее, выпадает оттуда благополучно для себя и для развязки фильма. Наконец, появляется в городе, где пытается доискаться до истины, и это ему в конце-концов удается.

В этом фильме все очень серьезно. Никакой тарантиновщины, никаких приколов. В этом плане Кончаловский решительно отошел от себя прежнего. Прежде всего, серьезен главный герой. Евгений Миронов делает все, чтобы мощью своего актерского дарования поднять кино Кончаловского-младшего до солидных высот. Он глубокомыслен и задумчив, он переживает и страдает, он психологичен и даже патологичен, когда нужно. Он исправно несет печать исключительности на своем лице, вернее, лике. Он играет гениального хирурга. И хочет ему соответствовать в плане гениальности. Как известно, труднее всего сыграть две вещи – талант и любовь. Таким образом, перед одним из лучших российских актеров Евгением Мироновым стоит в "Побеге" задача почти что непосильная.

Сторонники фильма скажут, что артисту все вполне удалось, – и действительно, пустым его никак не назовешь. Противники-скептики заметят: качество драматургического и режиссерского замысла не позволили Миронову создать подобие очередного шедевра. То-есть, ему самому и режиссеру кажется, что получился очередной князь Мышкин или современный Гамлет из Гамлетов, на самом же деле экранное повидло – оно и есть повидло, и не надо делать вид, что перед нами замечательный кинопродукт. А суть получившегося повидла в том, что по замыслу должен был получиться необычный герой – прежде всего сильный духом, а на самом деле вышел человечек, к которому испытываешь жалость, несмотря на то, что он крушит все и всех вокруг. Внутренний свет в данном случае оказывается каким-то слабым.

Смотреть "Побег" приятно: хорошая пленка, отличный звук, спецэффекты – как полагается, герои с оттяжкой мутузят друг друга, мутузят смачно, звучно, сочно. Правда, многовато голливудской прямолинейности и указательного перста, примитивного школьного разграничения – вот хороший герой, вот плохой, а вот сложный. Характеры прописаны достаточно однозначно, все сюжетные ходы напрашиваются, загадку истории разгадать можно очень быстро. В прессе уже отмечалось, что "Побег" похож на американский фильм "Беглец" двенадцатилетней давности с Харрисоном Фордом в главной роли, но что он настолько похож, а в чем-то даже послушно срисован, я просто не мог предположить.

Совершенно не понимаю, зачем Кончаловскому заведомо подставляться, провоцировать обвинения в плагиате? Неужели не мог найти ничего более оригинального в качестве сценарного материала для своего нового фильма? Или на "Побеге" свет клином сошелся? И ладно, были бы здесь какие-то принципиальные открытия – так нет же, и все актеры предсказуемы, все существуют в условиях тех масочек и масок, которые надели на себя уже давно. Смоляков как был Кудлой-падлой в "Дне рождения Буржуя", так до сих пор этим "кудлизмом" и занимается с переменным успехом. Остальные – то же самое, включая самого Евгения Миронова, который в последнее время, кажется, окончательно и бесповоротно уверовал в собственную гениальность и достиг уже, по-моему, отрешенности и суперзвездности Олега Меньшикова. Кстати, были случаи, когда на съемках Миронов доводил Кончаловского до белого каления, обидевшись на что-то и запершись у себя в актерском домике.

С женщинами в "Побеге" и вовсе беда. Они, как и дети, кажется, существуют в этом фильме исключительно для того, чтобы выжимать водопады слез из сентиментальных зрительниц. Виктория Толстоганова (Ирина, жена Ветрова) никак не может родить ребенка, и это само по себе неудивительно, потому что для Толстогановой это не первая (уверен, и не последняя) роль, где у ее героини ничего по этой части не получается. До сих пор стоит перед глазами телевизионное кино, где у Толстогановой и Сидихина ничего не рождалось, и они вынуждены были обратиться к подруге семьи, героине Любови Толкалиной, с деликатной просьбой – роди, дескать, Люба, ребеночка и отдай его потом нам. Поскольку Толкалина и в "Побеге" тут как тут, все это кажется одной и той же нескончаемой шарманочной мелодией. Задействованы все нехитрые приемы, которые буквально оскомину набили. Ребеночек из приюта, который в результате отойдет к Ветрову, больной ребеночек семьи персонажей Серебрякова и Толкалиной, которому срочно нужна операция, сама операция, которую, естественно, успешно проведет в конце-концов оправданный Ветров – Е. Миронов под аккомпанемент потоков слез счастливых родителей. И, наконец, бесконечные беседы хирурга с образом убиенной жены – кому-то кажется это не пошлым и даже проникновенным, а по мне, так пошлости в этих навязчивых видениях хватает. Да, есть еще медсестра, которая имеет виды на главного героя. Медсестра не простая, а золотая – живет в отдельной роскошной квартире, ездит на престижной иномарке, хорошо жарит котлеты и печет пирожки, к тому же умеет молча и преданно смотреть на своего сердешного – а для мужчины это главное.

Хочу сразу сказать – в "Побеге" все закончится хорошо, и в этом тоже свято выполнен один из основных заветов Голливуда. Главный герой может побывать в каких угодно передрягах, его могут сжигать, взрывать, разрезать на куски – и все равно он окажется живой и невредимый, чтобы быть ходячей моралью, непоколебимым постулатом о том, что добро всегда побеждает зло, за все надо платить, необходимо вовремя смирить гордыню, зависть – страшная штука, и т.д.

В этом смысле можно сказать, что побег от Голливуда закончился для "Побега" ничем. Качественное в техническом и удачное в прокатном отношении кино Егора Кончаловского мало чем напоминает некогда славный отечественный кинематограф и не в состоянии использовать его важные и замечательные открытия себе на пользу.