"МАМА"

Журнал "Variety"
30.08.1999
Дебора Янг

Мамаша Баркер (реальная историческая фигура, организовавшая со своими сыновьями банду налетчиков в США во времена Великой депрессии 30-х годов. По документальным событиям был снят фильм – гангстерская драма "Кровавая мама", режиссер Роджер Корман, 1970 г. – C.У.) сталкивается с жестокой несправедливостью советской жизни. Это – фильм "Мама". Невероятная епопея о роковых семейных узах оказалась слишком большим ломтем, режиссер Денис Евстигнеев не смог его прожевать, а зритель – переварить. Превосходный актерский состав и отличная техническая работа только укрепляют тягостное ощущение, что все усилия вдохнуть жизнь в эту историю были потрачены впустую. Кому-то может приглянуться красота картины, но без захватывающего сценария и звезд первой величины ее эскпортные перспективы не радужны.

Первые кадры фильма обманчиво настраивают на ностальгический лад. На деревенском полустанке девочка с аккордеоном встречает солдат, возвращающихся с фронта. Не скоро зрители узнают ее в измученной заботами старухе (великолепная Нонна Мордюкова, прославившаяся фильмом "Коммиссар"), пытающейся убедить чиновников психиатрической клиники отпустить ее сына Ленчика (самоуглубленный Олег Меньшиков, исполнитель главной роли в "Сибирском цирюльнике"). Не добившись успеха, она срочно обзванивает четырех сыновей, живущих в разных концах России, и требует вернуться домой, в Москву. Один из них – шахтер на Украине, второй – шулер во Владивостоке, третий – снайпер в Таджикистане, а четвертый, Николай (молодцеватый Владимир Машков, игравший в "Воре"), – красавец-мужчина, похоже, избравший профессией произведение на свет детей-эскимосов в тундре.

Ретроспективно показаны два трагических эпизода. Попытка вызволить отца из тюрьмы, при которой его застреливают на глазах у сыновей, а Ленчика ранят и его парализует. Другое воспоминание – о детских годах в Москве, где Мама организовала детей в ставший популярным музыкальный ансамбль "Веселая семейка". В одной замечательной сцене они в псевдо-ковбойских костюмах выступают перед кремлевским руководством. Когда же успех покидает их, Мама пытается угнать самолет в Америку. После кровавой перестрелки вся семья оказывается в тюрьме.

По окончанию вступительной части, якобы основанной на реальных событиях, расфуфыренному фильму решительно некуда пойти. Сценарист Ариф Алиев (он же автор сценария "Кавказский пленник") проводит операцию в стиле "Миссия невыполнима": скандальное семейство освобождает брата Ленчика из лечебницы для душевнобольных, где он прожил 16 лет. Но когда братья, наконец, воссоединяются, встает проблема: дальше что?

Хотя исполнители всех ролей интересны, Мордюкова явно относится ко всей этой истории много серьезнее, чем ее буйный выводок. Те не уверены, изображать ли комедию (Машков) или трагедию (Меньшиков). То, что режиссер начинал свой творческий путь как оператор, очевидно. Он уделяет большое внимание камере, вверенной здесь Павлу Лебешеву с его изящным стилем. Техническая часть фильма выполнена на профессиональном, современном уровне. Особенно следует отметить музыку Эдуарда Артемьева и декорации Владимира Аронина.


[Перевод Светланы Уокер для Официального сайта Евгения Миронова]