НОВЫЙ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ И "НОВЫЕ РУССКИЕ"

allal-cinemagoer.blogspot.com

Герой фильма "Лимита" (1994 г., реж. Денис Евстигнеев) – Иван Ворошилов. Он принадлежит к маргинальной социальной группе так называемых "лимитчиков" – отсюда и название фильма. Он – компьютерный гений, небезразличный к переделу "новорусского" богатства. Русские инициалы его имени читаются как VIP, и он их подтверждает, сочетая в себе опасную комбинацию основных пороков, высокого профессионализма и личного обаяния. С одинаковым хладнокровием он взламывает сложный компьютерный код, крадет дешевую банку солений ради самого процесса кражи, покупает речную станцию, занимается любовью с симпатичной незнакомкой, дерется...

Похоже, Евстигнеев не чувствует моральной двусмысленности в своих персонажах. Он видит в них героев новой варварской революции и открыто восхищается их ковбойской этикой. Режиссер оправдывает их аргументом, который использовала еще советская киноклассика 20-ых годов, оправдывая жестоких большевистских комиссаров, а американская киноклассика 30-ых – кровожадных гангстеров Депрессии: они восстанавливают социальную справедливость, поэтому правы по определению. Визуальный лейтмотив утреннего ритуального танца красноречиво говорит обо всем. Это – высшая точка утверждения "новыми русскими" своего положения хозяев посткоммунистической России. А также – окончательный триумф нравственно неоднозначного нового кинематографического образа над засилием старого, идейно ориентированного советского кино.


[Перевод Александры Десятсковой для Официального сайта Евгения Миронова]