"В КРУГЕ ПЕРВОМ"

"Первая Крымская газета" №117
24-31.03.2006
Сергей Пальчиковский

Экранизация романа лауреата Нобелевской премии может быть несколько неудачной, спорной, но по определению никак не может быть плохой. Ведь раз нобелевский лауреат – значит, уже хороший, даже очень хороший. Лучше некуда.

О сериале по роману Александра Солженицына "В круге первом", показанном телеканалом "Россия", до сих пор говорят. Говорят разное: одни почтительно склоняют головы, другие быстро вынесли приговор – скучно. Хотя скука-скукой, а броня-броней. Броня у сериала солидная, в лице самого Солженицына – эмигранта, сидельца, страдальца, возвращенца, правозащитника и нобелевского лауреата. К этой броне можно присоединить броню режиссерскую. Глеб Панфилов – тоже почти классик, особенно на фоне ахового положения с режиссурой на российских и украинских просторах. Одни его ранние фильмы с Инной Чуриковой чего стоят – "В огне брода нет", "Начало".

"В круге первом" так же далеко от "Начала", как сегодняшняя театральная примадонна Инна Чурикова от давних милых Тани Теткиной и Паши Строгановой. Нынешний Панфилов, кажется, больше всего боится быть смешным, показаться несерьезным. Вот и сериал "В круге первом" производит чрезвычайно серьезное, даже чересчур серьезное впечатление. Суровости в нем хоть отбавляй. Чего же не хватает "В круге первом"? Зрелищности, напряженного сюжета, динамично развивающихся характеров. Действительно скучно – при всем уважении к биографии, заслугам и возрасту Солженицына и высокому режиссерскому реноме Панфилова. Конечно, это не пустышка, не однодневка, не "Исцеление любовью" или "Ундина". Это совершенно другое зрелище, качественно другое. Достаточно солидное. И вместе с тем тягучее, несовременное, излишне морализаторское.

Молодежь, понятное дело, смотреть это не будет, однозначно не будет. И не надо ее за это ругать, попрекать "Фабриками звезд" и Веркой Сердючкой. Молодые смотрят то, что хотят. Смотрят то, что им интересно. Сегодняшние юные, вступающие в жизнь, страшно далеки от тюремной шарашки, ГУЛАГа, Сталина, НКВД, военных будней и послевоенного восстановления народного хозяйства. В жизни молодых это не занимает ровным счетом никакого места, и для того, чтобы они хоть как-то прониклись, должно быть всего лишь интересно. Но вот этого "всего лишь" в сериале и нет. Не найдены точки соприкосновения с современностью, все слишком предсказуемо, правильно, послушно автору, тяжеловесно и литературно. Каждый кадр, каждый поворот головы, похоже, согласовывался с Солженицыным (не секрет, что и Панфилов, и Миронов не раз ездили к Александру Исаевичу на поклон). Зачем же тогда режиссер, позвольте вас спросить?

Артисты-то хорошие. Евгению Миронову любую роль предложи, хоть телефонную книгу, – он ее на уровне сыграет. Здесь актер все больше резонерствует, пытаясь справиться с непосильной задачей, – сыграть самого Солженицына, зашифрованного под именем Глеба Нержина. Конечно, в конце последней серии портрет Миронова очень похож на знаменитую фотографию Солженицына, но этим портретом сходство и исчерпывается. Учащий жить мессия Солженицын – это одно. А трудноуловимый, рефлексирующий, нюансовый Евгений Миронов – совсем другое. Они с трудом сочетаются. Тем более Нержин в сериале не действует, а все больше разговаривает – попробуй сыграй.

Дмитрий Певцов в роли Иннокентия Володина интереснее. Тут есть судьба, некоторое развитие, волнение по поводу: расшифруют телефонный звонок – не расшифруют, арестуют – не арестуют, осудят – не осудят, расстреляют – не расстреляют. Тут есть страх, липкий страх, присущий в той или иной мере каждому из нас. Есть живой человек, напивающийся, поющий "дорогие мои москвичи", целующийся с женой (жену Володина играет супруга актера Певцова, Ольга Дроздова, она просит его в кадре: "Побей меня!", в свою очередь он просит ее хорошенько его отлупасить, так и живут). Есть живое существо, стоящее на грани самоубийства. С Певцовым связаны самые любопытные сцены фильма.

Но и тут неувязочка вышла. Зачем Дмитрию Певцову с такой настойчивостью демонстрировать в сериале свою задницу, причем не один раз, а трижды – в собственной ванной, в тюрьме на обыске и в тюремном душе. Задница у артиста, конечно, впечатляющая, да и телу в целом можно позавидовать, но не о мужской же попке писал свой роман Александр Солженицын! Неужели лучше, что те, кто все-таки посмотрит сериал, запомнят в основном не ужасы марфинской шарашки, а мягкое место артиста Певцова? Певцов долго стоит под душем, струйки стекают по его измученному лицу – как будто плачет. Певцов, обритый в тюрьме, – не страшно, а красиво. Из популярного актера выжато все, что можно.

Кроме Певцова, в сериале есть и другие представители московского театра Ленком. Конечно же, Инна Чурикова, одетая по эпохе и играющая, как всегда, достоверно. На сей раз – супругу "врага народа". Хотелось бы для Инны Михайловны роль помасштабнее, но что было, то муж и дал. В роли жены прокурора засветилась часто мелькающая в последнее время на телеэкранах и страницах газет супруга Николая Караченцова, Людмила Поргина. Ее, кажется, не снимали много лет, сейчас решили реанимировать – в связи с активными ее действиями в шумном спектакле под названием "Николай Караченцов и его авария".

В достаточно неожиданном ракурсе предстают в картине хорошо известные актеры – Альберт Филозов, Михаил Кононов, Игорь Угольников. Игорь Скляр здесь – уже не улыбающийся мальчик-музыкант из "Мы из джаза". Заняты в фильме и непрофессиональные актеры – театральный критик Борис Любимов, играющий театрального критика, то-есть самого себя, писатель и исполнитель сочиненного Евгений Гришковец, играющий писателя, то-есть тоже самого себя. Вот только вопрос – зачем все это? Роли мимолетные, никому не нужные, зачем впускать в сериал ненатуральных актеров, которые рядом с актерами натуральными выглядят, как ряженые?

Особняком стоит Сталин. В последние годы на образе Сталина набили руку, и кто только его не играл. Бухути Закариадзе, Алексей Петренко, Александр Збруев, Сергей Юрский, Максим Суханов, даже какой-то гендиректор банка в "Московской саге"... В сериале по Солженицыну Кобу изображает Игорь Кваша. Актер Кваша, конечно, опытный, вот только Сталин нужен этой картине, как корове седло. Отцу народов делать в сериале абсолютно нечего. Он покрикивает на Абакумова, перечитывает ленинское "Письмо к съезду", перелистывает собственную "краткую биографию" величиной в целый том. За кадром тихо играет музыка – естественно, это любимая песня вождя "Сулико". Режиссер мучительно не знает, чем занять Сталина, Коба здесь присутствует, как пугало, как свадебный генерал, – вот и приходят на выручку Панфилову спасительные штампы.

Вообще мне кажется, что пора уже на заре ХХI века перестать показывать Иосифа Сталина банальным злодеем, крупным интриганом и политическим клоуном с грузинским акцентом. У нас все время впадают в крайности, пересматривая историю. Не пора ли отнестись к Джугашвили как к сложной исторической личности, крайне противоречивой и непростой?

Сериал "В круге первом" вряд ли является сегодня предметом особого интереса, но создатели этого зрелища продолжают возбуждать его искусственно: устраивают "круглые столы", обсуждения и т.д. Продолжают говорить и о высоких рейтингах. Хотя одолевает сильное сомнение. Кажется, что не только молодежь, но и люди более старших поколений достаточно равнодушно отнеслись к экранизации Солженицына. Как-то не захватило, не взволновало. Режиссер Панфилов никому не дает интервью (интересно, а многие просят?). Автор романа вроде доволен, его супруга тоже. А зрители?