СТРАСТИ ПО ДОСТОЕВСКОМУ ДЛЯ GENERATION "П"

Газета "Московские новости"
26.05.2011
Марк Титер

Весь мир преклоняется перед Достоевским, и теперь гения снова чествуют на родной земле. Если, конечно, считать честью дорогостоящий восьмисерийный биографический фильм, показанный в лучшее эфирное время и завершившийся минувшим вечером на общенациональном телеканале Россия-1. Лично я – считаю, и вот почему.

Очевидно, что успех такого проекта всецело зависит от актера, играющего Федора Михайловича – справится ли он с ролью, то-есть, поймает ли суть невероятно сложной и неспокойной души, особенности которой прекрасно знают зрители (или думают, что знают). Если актер сфальшивит, картину ничто не спасет.

Основную роль заслуженно получил Евгений Миронов, многогранность таланта которого позволяет назвать его Смоктуновским нашего времени: он, пожалуй, лучший актер поколения и как никто другой близок к подобному уровню мастерства. Игра Миронова блистательна как в фильмах по произведениям Гоголя и Солженицына, так и в популярных блокбастерах; более того, он уже сделал изящный поклон Достоевскому, сыграв князя Мышкина в замечательной телеэкранизации романа "Идиот" (2003 г.).

В "Идиоте" у Миронова было сравнительное преимущество, которое он потерял в "Достоевском": ведь большинство зрителей представляют Мышкина по образу, созданному Юрием Яковлевым в киноверсии 1959 года. Учитывая явный промах в выборе актеров и феерический успех Смоктуновского, в то время игравшего князя на театральной сцене, картину сложно назвать удачной. Что касается личности Достоевского, те же зрители помнят гораздо более впечатляющий образ: Анатолий Солоницын в роли писателя в картине "26 дней из жизни Достоевского", снятой в 1980 году режиссером Александром Зархи.

Насколько хорош был Солоницын в роли Федора Михайловича? До премьеры телефильма "Достоевский" один неравнодушный наблюдатель сказал следующее: "Боюсь, что буду разочарован. Я хорошо помню "26 дней" Зархи, и исполнение Анатолия Солоницына было совершенно гениальным". Спору нет, как нет и сомнений, что и сам Миронов отлично знаком с этой работой. Требуется особая вера в свой талант, чтобы не испугаться сравнений. Очевидно, у Миронова эта вера есть.

Он не испугался. Взяв сценарий Эдуарда Володарского и концепцию Владимира Хотиненко, актер создал совершенно новый образ Достоевского, каким мы его не видели, да и представить не могли. Одинаково пылкий в чувствах и в убеждениях, этот энергичный Достоевский освободился от мрачной скуки школьных учебников, на которых было воспитано современное поколение. Миронов заставил икону дышать. Дышать вдохновенно и страстно.

Актрисе Алле Югановой также пришлось "преодолевать" свою роль, создавая образ Анны Сниткиной, второй жены писателя. В памяти миллионов людей, включая и меня, все еще живет удивительно тонкое перевоплощение Евгении Симоновой в "26 днях". Но Юганова решительно взялась за эту непростую работу. И если обновленная Сниткина не достигает уровня Достоевского-Миронова, то все же достаточно хороша и убедительна. Я ей поверил.

Режиссер Владимир Хотиненко известен умением идти на продуманный риск. Его "Зеркало для героя" (1987 г.) – болезненно точный взгляд на недавнее советское прошлое; в фильме "Поп" (2009 г.) он имел смелость предложить русским несколько разных точек зрения на немецкую оккупацию во время Второй Мировой войны. В "Достоевском" Хотиненко обнаруживает склонность к не менее вольному обращению с установившимися биографическим традициям – и последние серии его картины демонстрируют, как далеко может зайти возрожденный Достоевский, оставаясь святыней, которой так хочет поклоняться мир.

Что и требовалось доказать. Фильм хранит память классика, сотворив его заново. И это самое лучшее, что может сделать телевидение.


[Перевод Анастасии Малковой для Официального сайта Евгения Миронова]