ПОБЕДИТ ЛИ ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ САШУ БЕЛОГО?

"Первая Крымская газета" №376
03-09.06.2011
Сергей Пальчиковский

Телеканал "Россия" снова дерзнул – в самый прайм-тайм поставил в эфир сериал о Федоре Михайловиче Достоевском.

Это, конечно, риск. Не думаю, что многие фанаты слезливых страстей на любовном фронте и массовых свинцовых перестрелок бросятся наблюдать за биографией автора "Идиота" и "Братьев Карамазовых".

Но риск осознанный. Вторая российская кнопка уже давно позиционирует себя как интеллектуальный канал. И "Идиот", и "Мастер и Маргарита", и многое другое подобное появляется именно здесь. Канал хочет умнеть вместе со своими зрителями. И есть надежда, что это у него получится. Во всяком случае, направление выбрано верное.

Фильм ставился с прицелом на одного актера – Евгения Миронова. Все остальные – Чулпан Хаматова, Алла Юганова, Дмитрий Певцов и другие – сознательно служат ему фоном. Они знают свое место и совсем не против выступить этим самым фоном для такого актера и такого героя, как Достоевский.

Действительно, артисту, настолько убедительно сыгравшему князя Мышкина в "Идиоте", сам Бог велел перевоплотиться в автора "Идиота".

Миронов очень похож на Достоевского. Похож на знаменитый портрет писателя работы В. Перова. Пожалуй, авторы сериала даже слишком настаивают на этом сходстве, кадры, как Достоевский позирует Перову, повторяют многократно. Это чрезвычайно важно режиссеру-постановщику.

И понятно, что важно, но важнее, пожалуй, сходство внутреннее, духовное. Тут Миронов тоже на уровне – в своей творческой жизни он переиграл немало сложных, тонких, трепетных, болезненно-обостренных, охваченных какой-то болью и страстью персонажей. Федор Михайлович один из них.

Интересно наблюдать за актером во многих сценах – вот вам гражданская казнь петрашевцев, вот безумие затягивающей рулетки, вот кошмарное унижение, когда гений, написавший "Идиота", не может отправить роман по почте в Россию – не хватает двух-трех талеров... Чтобы быть убедительнее, Миронов даже разговаривает каким-то необычным для себя надтреснутым голосом и ходит, чуть сгорбившись. К сожалению, все эти ухищрения актеру помогают не всегда.

Вот если бы сценарий фильма о Достоевском написал сам Достоевский! Как интересно было бы сыграть такого героя. Миронову же приходится воплощать образ, сочиненный Эдуардом Володарским. Почувствуйте разницу.

Современный опытный сценарист, но отнюдь не Достоевский, не особенно напрягаясь, складывает мозаику биографического фильма из общеизвестных фактов. Факты-то интересные, но как их отразить художественно... Далеко не всегда в картине соблюдается историческая правда, и самая сложная задача – показать не просто великого человека и писателя, а гения – остается нерешенной. Тут уже укоренились штампы, от которых отказаться невозможно. Взгляд безумен (творец!), свеча тлеет, гений что-то строчит на бумаге – конечно, что-то великое, за кадром тревожная музыка, ветер бесчинствует, сухие ветки стучат в окно, где-то рядом тихо молится женщина. Фамилию гения подставьте сами. Подойдет любому.

Евгению Миронову многие эпизоды приходится играть обобщенно и приблизительно. Актер оказывается умнее и профессиональнее сценария да и самого фильма – и это видно.

Тут самое время вспомнить о режиссере Владимире Хотиненко. Хотиненко – бесспорный профессионал, как и Владимир Бортко, постановщик "Идиота". Но репутацию достаточно правильного, но скучного, предсказуемого режиссера Хотиненко оправдал. Для такой мятежной фигуры, как Федор Достоевский, это не очень хорошо. Скорее, совсем нехорошо. Честно говоря, сериал не смотрится, не держит внимание. Чтобы обострить зрительский интерес, так сказать, создатели картины сосредотачиваются на страсти главного героя к рулетке. В одной серии Ф.М. выигрывает, в другой проигрывает. Но все равно скучно.

Предчувствуя, что будет скучно, вслед за "Достоевским", прямо в стык, телеканал "Россия" поставил повтор "Бригады". Дескать, если Федор Михайлович заумью народ замучит, то Саша Белый и его друзья взбодрят. Так что спасибо за Достоевского, "Россия", но, увы, Саша Белый, похоже, пока по-прежнему одерживает победу за явным преимуществом.