СИЛА И СЛАБОСТЬ ФЕДОРА ДОСТОЕВСКОГО

Журнал "Эксперт" №21
06.06.2011
Олег Васильев

Телеканал "Россия" завершил показ семисерийного художественно-биографического фильма "Достоевский" (режиссер Владимир Хотиненко, сценарист Эдуард Володарский) – первой попытки подробно рассказать о жизни одного из величайших писателей мировой литературы.

Задача эта была нелегкой по нескольким причинам. Во-первых, Федор Достоевский не оставил дневников. Во-вторых, главным летописцем его жизни была супруга, Анна Сниткина-Достоевская, очистившая в своих воспоминаниях биографию мужа от многих подробностей, которые, по ее мнению, были не к лицу писателю-классику. В-третьих, писатель был личностью настолько сложной, что создать его единый экранный образ – задача почти непосильная. Однако блистательный Евгений Миронов с ней отчасти справился, пусть и сгустив, на взгляд "Эксперта", краски. В его исполнении Достоевский выглядит скорее невротиком, нежели мыслителем, определившим один из магистральных путей развития русской мысли.

Историки литературы и биографы Достоевского уже упомянули в прессе о фактических ошибках, которых в картине немало. Однако главная ее задача, несомненно, решена. Массовой публике, сейчас почти не читающей классику, показана широкая панорама интеллектуальных и идеологических споров в Российской империи XIX века и дано понять – у всего, что происходит в России сегодня, есть давние исторические корни. И потому идеологические споры между современными российскими "либералами" и "государственниками" – свидетельство не слабости страны, а, напротив, ее давних традиций и, следовательно, силы.

Напрашивается логичная параллель с нынешней Украиной, в истории которой тоже было немало писателей со сложной, яркой и потому крайне интересной для экранного воплощения судьбой. Почему бы отечественным кинематографистам не последовать примеру своих российских коллег и не показать через телебиографию, к примеру Ивана Франко или Леси Украинки, историю "Украины интеллектуальной" дореволюционного времени?