"ДОМ ДУРАКОВ" (АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ, 2002)

wordpress.com
08.04.2007
Дэвид Грюнс

Некоторые из вас наверняка помнят шумиху и споры вокруг русско-французского фильма "Дом дураков" Андрея Кончаловского, автора сценария "Андрея Рублева" Тарковского (1966 г.) и брата Никиты Михалкова. Одни критики обьявили картину шедевром, другие – бестолковой банальностью. Фильм, якобы основаный на реальных событиях, получил главный Специальный приз жюри на венецианском кинофестивале. Речь в нем идет о психиатрической клинике на границе Чечни и России во время чеченской войны (фильм был снят в реальной больнице под Москвой). Ее по очереди захватывают то русские, то чеченцы. А познавшие все ужасы войны пациенты в финале принимают в свои ряды чеченского солдата, спасающегося от русских.

Местами фильм нелеп и откровенно слаб, как и "Король червей" (Филипп де Брока, 1967), по образцу которого он сделан, но своим представлением ошеломляющих последствий войны он производит сильнейшее впечатление. Крови и ужасов в картине мало, но Кончаловскому удается создать ощущение, что она насквозь пропитана безумием и неистовством войны. Война вторгается в действие без предупреждения, несмотря на то, что зритель пытается подготовить себя к очередному вторжению. Лично я был смятен и потрясен.

Одна из странностей этой сатиры, делающая ее по-настоящему уникальной – мягкая лояльность, с которой изображены бойцы обеих сторон, особенно по контрасту с пациентами, среди которых много своенравных буянов. Евгений Миронов способен разбить сердце своей сдержанной игрой в роли русского офицера, выпрашивающего у врача укол "чего-нибудь посильнее" и обещание не рассказывать об этом солдатам. И при этом он настаивает, что не знает страха в бою. Становится ясно, что сводящий с ума ужас настолько укоренился в этом парне, что он не может отстраниться и увидеть его в себе; страх держит в тисках, но он должен вести солдат, и ради них он готов на все. И офицер Миронова – лишь один из великолепных образов в фильме, среди которых – чеченский солдат Султана Исламова, главврач Владаса Багдонаса и Али, суровый пациент с рюкзаком, в исполнении Станислава Варкки. Большинство критиков захлебывалось восторгом от игры Юлии Высоцкой в главной роли пациентки Жанны, почти выздоровевшей в начале фильма, но полностью развинчивающейся под диким давлением войны; лично меня она убедила меньше, чем другие актеры.

Картину я рекомендую, хотя и нахожу абсурдным помешательство Жанны на певце Брайане Адамсе, появляющемся в сценах ее фантазий. Вторжение войны – увы, не единственное, к чему должен быть готов зритель: Адамс, этот канадский Барри Манилов, поет одну из своих жутких попсовых баллад в течении всего фильма.


[Перевод Влады Черномордик для Официального сайта Евгения Миронова]