ФЕСТИВАЛЬ РУССКИХ ФИЛЬМОВ В НЬЮ-ЙОРКЕ

Журнал "Вестник" №24
21.11.2000
Белла Езерская

... На закрытии фестиваля показали "Дневник его жены" Алексея Учителя. В нем отражен последний, предсмертный период жизни Бунина. Об этом периоде написано много. Ситуация, сложившаяся в семье писателя, просто-таки просилась на экран. Молодая поэтесса Галя Кузнецова (арт. Ольга Будина), живет в его доме в Грассе на правах ученицы, хотя все окружающие, в том числе жена писателя Вера Николаевна (арт. Галина Тюнина), знают, что она его любовница. В Веру Николаевну влюблен молодой писатель Леонид Зуров (арт. Евгений Миронов), живущий в доме Буниных на правах не то друга, не то секретаря. Впрочем, у Буниных в Грассе жило много народа: писатель не переносил одиночества. Дальше – больше. В Галю влюбляется... красавица-лесбиянка Марга Ковтун, которая увозит ее от стареющего писателя в Париж. Потом они обе вынуждены вернуться, спасаясь от угона в концлагерь (Марга – еврейка), и искать убежища в Грассе, в доме Буниных, что буквально убивает писателя. Такая вот жизненная ситуация – нарочно не придумаешь

Сценарий Дуни Смирновой не следует в точности хронологии этих лет. Например, унизительный личный досмотр в таможне на границе с Германией произошел не в присутствии жены и Гали и не тогда, когда Бунин возвращался после получения Нобелевской премии, а спустя пять лет. Умер Бунин не в поезде, во время поездки с женой в Италию, а в Грассе в собственной постели. И так далее. В конце-концов, это не биографическое кино. Последняя неистовая, страстная любовь великого писателя (была ли она такой на самом деле?) показана мощно.

Известно, что у Бунина был трудный характер. Мне приходилось встречаться с людьми, близко знавшими его: с Андреем Седых, его другом и переводчиком, ездившим с ним в Стокгольм в качестве секретаря на вручение Нобелевской премии; с художником Вербовым, неоднократно писавшим его; с одесским литературоведом Никитой Брыгиным, которому первая жена писателя, Анна Цакни, ненавидевшая Бунина, доверила свой архив. Все они (равно как и биографы) подтверждают этот факт. Но таким черствым, самовлюбленным и жестоким эгоистом, каким играет его Андрей Смирнов , я себе его не представляла.

Но, странное дело, при этом я узнала и приняла его. То-есть, допустила, что Бунин мог быть таким, каким рисует его Смирнов . Во-первых, он внешне похож на Бунина этих закатных лет, может быть, только массивней и выше ростом. Но дело даже не во внешнем сходстве. Актер уловил черты бунинского характера: желчность, язвительность, нарциссизм и ни на минуту его не покидающее, даже в эмигрантской нищете, сознание своей гениальности. Мы почти не видим Бунина за столом (ведь в это время он писал свои "Темные аллеи"), но зато являемся свидетелями его яростных вспышек, его сквернословия, дикой радости после известия о присуждении ему Нобелевской премии, когда он, отпустив домашних, испускает дикие вопли и высоко подпрыгивает, потрясая кулаками.

Все обитатели виллы в Грассе культивируют в нем эти чувства именно потому, что он гений и ему все дозволено. И, прежде всего, его жена Вера Николаевна. Галина Тюнина создала такой пленительный в своей бесконечной любви, самоотверженности и всепрощении образ жены писателя, какого еще не знал русский кинематограф. Ведь то, через что она прошла, не снилось ни Анне Григорьевне, ни Софье Андреевне. Хотя и им тоже досталось немало. И вместе с тем в образе, созданном Тюниной, нет ни грана ханжества и святости – это прелестная, живая, страдающая женщина, доступная всем радостям жизни и отвергающая их во имя своей единственной любви. Прекрасно сыграли Андрей Смирнов и Галина Тюнина. Прекрасный фильм создал Алексей Учитель. ...