НОВЫЙ СЕРИАЛ: БРИЛЛИАНТЫ ОКАЗАЛИСЬ НЕФАЛЬШИВЫМИ

Первая Крымская газета №396
21-25.10.2011
Сергей Пальчиковский

Вот прошел по ICTV и Первому российскому каналу новый 8-серийный фильм, смотреть который было интересно. Называется "Охотники за бриллиантами". Хотя, казалось бы, в чем такой особый интерес?

Ограблена вдова классика советской литературы Алексея Толстого. Среди украденных драгоценностей не только серебряный бюстик маршала Буденного, но и знаменитая "Бурбонская лилия" – украшение, стоившее тогда миллион советских рублей.

Преступление резонансное, на расследование брошены лучшие силы. Только вот слишком много влиятельных людей замешано в этом криминальном деле. История хорошо известная, да и персонажи ее на слуху у тех, кто жил в те годы, – Николай Щелоков, Галина Брежнева, Юрий Чурбанов, Борис Буряце. Дерзкое ограбление дрессировщицы Ирины Бугримовой, зверское убийство актрисы Зои Федоровой, драгоценные камешки, камешки, камешки... Все, что можно, по этому поводу, казалось бы, уже сказали. История из прошлого. Вместе с тем создатели сериала во главе с режиссером по фамилии Котт постарались заинтересовать зрителей не на шутку.

Удались герои и главные, и второстепенные

Заинтересовали даже и не самой детективной интригой, хотя, конечно, и она присутствует, никуда не делась, голубушка. Но главное в сериале – какая-то старомодная добросовестность актерских работ и убедительность режиссерского решения: такое впечатление, что процесс шел не впопыхах, как часто бывает при производстве современных сериалов, а по старинке, на совесть, когда сляпать провальное кино было стыдно и это могло испортить настроение на всю жизнь.

В "Охотниках за бриллиантами" что ни работа, то убедительный результат. Вот, к примеру, муровец Николай Шахов – главный герой в исполнении Алексея Серебрякова. Известно, что нет дела хуже, чем играть положительного героя. Не за что, казалось бы, уцепиться, приходится одними светлыми красками мазать – и все тут. Но Серебряков с помощью режиссера умудряется справиться с этой задачей. За его Шаховым – судьба и принципы, он человек поступков, а не рассуждений. При этом артист отлично передает сложность своего героя, его неустроенность. Острый взгляд, напряженные скулы, выразительная сутулость. И еще редкое умение подниматься, когда тебя бьют и ты падаешь. Принципиальный мент, одинокий волк среди стаи продажных – хорошо знакомая, казалось бы, коллизия: и у нас, и в Голливуде таких ментов и таких копов на экранах предостаточно, хоть пруд пруди. Но в героя Серебрякова веришь однозначно, бесспорно.

Лицо из другого лагеря – криминальная личность по кличке Бес (Анатолий Бессонов). Петр Федоров играет его многогранно, смело, ярко, характерно, наделяя персонажа и отталкивающими, и смешными, и глубоко лирическими чертами. Он человек – и это главное. Непростой, верткий, цепляющийся за жизнь, безумно любящий беременную жену, плоть от плоти своей Одессы-мамы.

Кстати, и Одесса показана в сериале очень добротно. Тут вспоминается "Ликвидация" Сергея Урсуляка, где действие разворачивалось в этом же городе "каштанов и куплетистов". Все-таки в "Ликвидации" было больше карикатуры и весьма приблизительного представления, что такое настоящая Одесса. Одессизмы, жирно наигрываемые В. Машковым, С. Крючковой и другими актерами, выглядели не слишком убедительно. В "Охотниках" все куда правдивее. Замечательные женские образы – жена Беса, ее мама. При минимуме ролевого материала эти герои запоминаются, они своеобразны и по-своему замечательны.

Сладкая парочка – цыган и Галина Леонидовна

Немало отличных работ опытных, признанных мастеров. Один лучше другого – А. Леонтьев. В. Ильин, И. Ясулович. Конечно, изюминкой картины создатели считали Евгения Миронова в роли Бориса Буряце – цыганского барона, любовника Галины Брежневой, замешанного в "бриллиантовых делах". Миронов выступил и в качестве художественного руководителя сериала, понятно, почему он выбрал именно эту роль, – она хоть и невелика, но необыкновенно колоритна, бенефисная, концертная роль. И хотя роковой Боря далек от Евгения Миронова по характеру, – Миронов гораздо мягче, артист работает хорошо, – передавая недюжинный колорит образа.

В интервью Евгений рассказывал, что работалось непросто. Миронова даже украшали обильной растительностью, чтобы больше был похож на рокового мужика, сводившего с ума первых леди советской страны. В результате с телеэкранов прямо-таки физически чувствуешь то удовольствие, с которым Миронов играл роль гламурного фрика далеких времен, – тут вам и пестрые одежды, и широкополая непременная шляпа, и колоритные распевки в Большом театре, и обнаженные девицы в постели, и бриллианты, спрятанные в гривах львов...

Но главное откровение актерского ансамбля "Охотников за бриллиантами" – Мария Аронова в роли Галины Брежневой. После сериала "Галина", "прокрутившего" Галину Леонидовну и так и эдак, осталось тяжелое впечатление – в исполнении Людмилы Нильской Брежнева получилась достаточно чернушной и, честно говоря, малосимпатичной. А вот Ароновой, которая в иных своих ролях довольствуется типажом разбитной и яркой тетки, несколько набившей оскомину, удалось в роли Брежневой нечто большее. Это действительно противоречивый характер, сотканный из самых разных проявлений. Одновременно царица мира и несчастная женщина, которую все просто использовали, ни на секунду не задумываясь о ней самой. Игра М. Ароновой вызывает смех и слезы, ей веришь в самых мельчайших проявлениях характера. Возникает стойкое впечатление – актриса создала на экране не расхожее представление об одиозной исторической личности, а показала живого человека, несчастную забубенную дочку генсека со всеми ее счастьями и несчастьями.

Кто главный злодей?

К сожалению, другие исторические личности показаны фрагментарно – и Андропов, и Щелоков, и Чурбанов. Жаль, не нашлось в сериале места для самого "дорогого Леонида Ильича". Сыграл бы его Сергей Шакуров – какой бы дуэт получился, какая пара с Ароновой!

Самое слабое место в сериале "Охотники за бриллиантами" – любимая женщина Шахова, Таня, в исполнении Анастасии Немоляевой. Совершенно серый, ходульный образ Ярославны, которая вечно ждет своего воина на берегу и вечно нервничает, недовольная. Артистка знай себе ноет, заламывает руки, ей совершенно нечего делать в картине, да и самих авторов она, похоже, тяготит – кажется, спалив героиню при пожаре, режиссер и сценаристы вздохнули с явным облегчением.

И еще – невозможно не заметить скоротечность, небрежность последней серии. Достойно развязать узлы не получилось. Скомкана линия с Буряце, Галина Брежнева поет в пивнушке с уборщицей "Шумел камыш, деревья гнулись" совсем как опустившийся хоккеист Гурин в фильме "Москва слезам не верит". Шахов как-то в одночасье находит главного злодея. Кажется, авторы фильма в последний момент просто кинули жребий, кому быть этим главным злодеем, – и сами удивились выбранной кандидатуре, ведь до этого актер играл в этой роли совершенно другое (специально не пишу, кто оказался злодеем №1, – сохраню интригу для тех, кто сериал еще не смотрел).

Но, в общем, кино очень и очень приличное. И за бриллиантами поохотились, и телезрителей порадовали.