"В АВГУСТЕ 44-ГО"

charter97.org
08.05.2001

"В августе 44-го" – лучший советский военный детектив, средняя постсоветская экранизация и дурно пахнущий сор из братской избы Союза России и Белоруссии. Фильм снят по роману Владимира Богомолова "Момент истины", писатель был и сценаристом, но в титрах ни оригинального названия книги, ни имени автора нет.

Впервые сделать экранизацию знаменитого военного детектива попытался Витаутас Жалакявичус в 1975 году. Но Богомолова настолько возмутила режиссерская интерпретация, что он остановил съемки. В 2000 году история повторилась. Писатель рассорился с режиссером Михаилом Пташуком. Говорят даже, что шум вокруг фильма привел к отставке белорусского министра культуры.

Трепетное отношение автора к роману очень даже понятно: "Момент истины" заслуженно считается одним из лучших советских детективов, и допустить, чтобы он был перенесен на пленку кое-как, Богомолов, разумеется, не мог.

Претензий у него множество. Они переходят от вроде бы педантских – неправильное обмундирование, нарушение субординации ради дешевых эффектов и т.п. – к более серьезным: недостоверная атмосфера, нелогичный монтаж эпизодов, провалы в развитии детективной интриги, плохо продуманные массовые сцены, в которых видно, что статисты не знают, как себя вести.

Писателя возмутило, что его попросту обманывали, в частности, у него за спиной монтировали четырехсерийный телефильм, на который он не соглашался. Наконец, главное "но" – пошлая и неоправданная голливудщина, прокравшаяся в советский детектив о контрразведчиках.

Полностью согласиться с Богомоловым можно только в одном: "В августе 44-го" действительно никак не дотягивает до "Момента истины". Удачная книга получила весьма бледного кинодвойника. И дело на самом деле вовсе не в том, что Пташук что-то нарушил или переиначил. В свое время, когда Тарковский снял "Иваново детство" по повести Богомолова "Иван", писатель и не думал скандалить, хотя изменений режиссер внес немало.

Конкретные же придирки Богомолова выглядят странно, особенно главная. В новой ленте только очень доброжелательный зритель (нашлись и такие) разглядит американщину, которая вроде бы должна привлечь публику. На самом же деле если она и проступает, то очень-очень бледно, ощущение такое, что перед тобой кино 30-летней давности, прямо "Щит и меч".

История о группе смершевцев, разыскивающих шпионов с рацией, которые передают развединформацию с только что освобожденной от немцев белорусской территории, рассказана по всем законам военно-приключенческого кино, на котором выросло не одно поколение советских людей. Если что и привлечет публику, то, скорее, ностальгические чувства и специфическое удовольствие от характерной эстетики. Чем плоха картинка – прокопченный лейтенант, щурясь то ли волчьими, то ли стальными глазами матерого чистильщика, осматривает зловещую опушку: "Не нравится мне этот лес, капитан". Это же классическое удовольствие. "Погоны, пилотки и документы сдать, оружие на виду не держать", – произнесенное органично, это звучит, как музыка.

Частные замечания Богомолова тоже кажутся не вполне оправданными. Гимнастерки у солдат и офицеров вовсе не выглядят новенькими. А то, что мелькают портупеи и фуражки, которые в 1944-м почти никто не носил, так это мало кого покоробит. Не вполне справедлив и упрек по поводу атмосферы – она далеко не идеальна, но и не картонна, что нынче редкость в отечественном кино (нельзя же всерьез считать белорусское кино самостийным).

Хуже другое. Киноверсия романа вышла рваной и не вполне логичной. У Богомолова целая глава посвящена объяснению общей ситуации в освобожденной Белоруссии, после чего яснее становится основная интрига. Или, к примеру, несколько страниц уделены поискам места, откуда шпионы выходили в эфир. В фильме же все получается чуть ли не по волшебству. Вместо запутанных поисков, вместо изнурительной работы следователя – беглый перечень неоправданных успехов и счастливых находок. Хорош по-настоящему только один эпизод – встреча контрразведчиков со шпионами. Безукоризненно держит напряжение этой сцены Евгений Миронов, который, кстати, и весь фильм играет совсем неплохо.

Полноценного же, захватывающего триллера все-таки не получилось. Однако "В августе 44-го" все же не стоит списывать в мусор. Военное кино даже такого класса в постсоветском прокате – большая редкость. Можно побиться об заклад, что пройдет несколько лет и этот фильм войдет в обязательную телепрограмму в дни военных праздников".