ВОЙНА В КИНО, ИЛИ СМЕРТЬ ПОНАРОШКУ

Газета "Доживем до понедельника" №17
2002

..." В августе 44-го" – творение довольно свеженькое. 2001-го года выпуска. А по сравнению с предыдущими, у которых полувековые юбилеи на носу, так просто с пылу-с жару. Новизна фильма, в общем-то, и смущает тех, кто решил посмотреть его впервые. Смущает, потому что: раз – принято считать, будто все самое лучшее о войне давно снято, два – актеры, задействованные в съемках, слишком молодые и любителям старого кино почти незнакомые, три – название фильма какое-то уж больно неопределенное. Согласна, есть в этом "раз-два-три" доля правды. Фильм Михаила Пташука отличается от других фильмов на военную тему, ему предшествовавших. В нем нет их патетичности, назидательности и глубокой морали. Зато есть динамика, детективность и настоящий саспенс. Актеры у Пташука в титрах тоже не под фамилиями Баталов или Ульянов числятся, а под более скромными: Миронов, Галкин, Колокольников (Алексей Петренко – исключение), в России и в пределах стран Содружества, кстати, весьма известными.

Теперь о названии. Ничего зазорного в обычном, незаверченном, незавыверченном сочетании слов "В августе 44-го" нет. Наоборот, оно донельзя приближено к названию одноименной книги Владимира Богомолова и, значит, в полном смысле – оригинально. Конечно, Пташук мог бы воспользоваться опытом Спилберга и озаглавить свой фильм, как тот озаглавил "Список Шиндлера" "Списком Шиндлера". Например – "Скрижали СМЕРШа" (для незнающих: СМЕРШ – смерть шпионам), но, боюсь, его бы не поняли. А "В августе 44-го" сомнений не вызывает. ...