НЕТ ПРАВДЫ ВНЕ ИСТОРИИ

"Рабочая газета" №1
25.04.2008
Сергей Беднов

В последнем "Воскресном вечере" Владимир Соловьев поставил на обсуждение вопрос: надо ли бороться с умышленным искажением истории? Возник он в контексте скорого Дня Победы, в связи с настойчивым желанием стран Прибалтики, а теперь еще и Украины, пересмотреть ход войны.

В дискуссии той приняли участие две ученые дамы и телеведущий Андрей Максимов. Разговор получился сумбурным. Исторички говорили, что есть конкретные факты, и чем больше их выявляется, тем ближе истина. Но с другой стороны, чем дальше уходит от нашего времени событие, тем большим слоем домыслов оно покрывается. Вот, к примеру, Гоголя сейчас в "незалэжной" преподают только на украинском. Стало быть, через десяток лет появится поколение, которому уже никак невозможно будет доказать, что писал-то Николай Васильевич все же на русском! Но окончательно сбил спорщиков с толку Максимов. "А что такое историческая правда?" – спросил он в лоб.

Ученые дамы принялись что-то втолковывать автору "Ночного полета", но никакой точной формулировки дать так и не смогли. Сошлись на том, что чаще всего в конкретный промежуток времени исторической правдой оказывается правда... победителей. Свергли большевики монархию и написали свою историю. Демократы семьдесят лет спустя – свою.

Эта дискуссия была актуальной не только в связи с провокациями "братских республик" (бывш.), но и в связи с телесериалами последнего времени. Обратили внимание, как много их стало – долгоиграющих шпионских саг на тему войны? "Штрафбат", "Диверсант", "Последний бронепоезд"... И что ни премьера – то дискуссия: могло ли быть так или нет. Что ни серия – то возмущенный хор голосов про искаженную историю. Не стал исключением и "Апостол".

Если разбирать этот сериал, пользующийся успехом, с точки зрения логики, то получится очень смешно. И дело даже не в такой ерунде, как неправильно нашитые на нацистскую форму знаки отличия. Дело в откровенных сюжетных ляпах. Если кто не видел, то главный герой "Апостола", сыгранный Евгением Мироновым , – агент НКВД, засланный в фашистскую школу диверсантов вместо своего завербованного врагом и убитого брата-близнеца. Этому наспех подготовленному, но в считанные дни превратившемуся в супер-агента сельскому учителю за линией фронта устраивают всякие хитроумные проверки. Он с блеском проходит их и получает повышение по званию и даже оказывается в постели немецкой офицерши. Взамен своего убитого предателя-братца. Вот фашисты тупые-то! Вместо того, чтобы устраивать замысловатые сложнопостановочные испытания на вшивость, провели бы графологическую экспертизу! Или отпечатки сняли бы, что ли. Идентичных "пальчиков" и почерка не бывает даже у однояйцовых близнецов. И фрау обер-лейтенант тоже хороша... Что, не смогла отличить одного мужика от другого?..

"Апостол" кишит нелепостями. Взять хотя бы загул двух героев, посланных за успехи в шпионско-диверсионной деятельности на "экскурсию" в Берлин. Представляете себе, война идет, мюллеры с борманами врагов отлавливают, а тут двое голубчиков накачиваются шнапсом в немецком кабаке, на чистом русском требуют присутствующих господ офицеров выпить за процветание Третьего Рейха и щиплют за попки пышнотелых фрау, танцующих канкан под запрещенную музыку композитора-еврея?!

В то же воскресенье, когда у Соловьева говорили об истории, в эфире известной радиостанции выступал один из авторов "Апостола" Юрий Мороз. Хороший режиссер, многоплановый. Но в данном случае, ответ на каждый второй вопрос слушателей звучал так: "Дорогие, поймите, это же выдуманная история! Сказка. Почему вы судите о ней, как об историческом документе?"

И правда, почему? Ведь если сериал этот был бы в нашем сознании абстрагирован от реалий Великой Отечественной, если воспринимался бы просто как боевик, то, может, тогда и смогли бы мы непредвзято оценить и лихо закрученный сюжет, и хорошую игру Миронова и Дарьи Мороз, Николая Фоменко? Но в том-то и дело, что абстрагироваться от темы Великой Отечественной мы не можем. Так же, как не можем наплевать и на заморочки прибалтийских ревизионистов. Правда и неправда той войны важны для нас как единственная точка нравственного отсчета, пока не подвергнутая сомнению. Поэтому и сравниваем "Апостол" не с Рэмбо, а пропитанными глубоким патриотизмом "Семнадцатью мгновениями".

Кстати, почему сейчас так модно все советское, а особенно кино? Уместно привести здесь версию режиссера Владимира Хотиненко: "Тогда фильмы (советские) делали настоящие профессионалы. Они были абсолютно грамотны, на какую бы тему ни снимали".