СКАЗ О ТОМ, КАК АПОСТОЛ ПАВЕЛ И НАШИХ, И НЕМЦЕВ ОДОЛЕЛ

"Первая Крымская газета" №216
14-20.03.2008
Сергей Пальчиковский

Приличный сериал на нашем телевидении такая редкость, что глазам не веришь, когда такое вдруг случается. "Апостол", который показали по "Интеру", – сериал однозначно приличный. Прежде всего потому, что в главной роли снимался Евгений Миронов, а Миронов в неприличном сериале сниматься не будет. К тому же он этот сериал режиссировал, потому что постановщики менялись.

Прекрасно понимаю, почему столь требовательный актер, как Миронов, согласился играть в "Апостоле". Помимо качественного сценария, в этой картине есть редкая возможность сыграть близнецов-антиподов. Один, Петр, – конченый зэк со всеми воровскими повадками, другой, Павел, – скромный школьный учитель. По сюжету Петра убивают, а Павла НКВД выдергивает с насиженного места с той целью, чтобы тот перевоплотился в Петра и занялся выполнением ответственного задания – уничтожением хитроумного фашиста Гельдриха. В общем, мы наблюдаем знакомый вариант "Джентльменов удачи", где добрейшего директора детского сада в исполнении тоже Евгения, только не Миронова, а Леонова, обучают быть насквозь криминальным Доцентом.

Надо заметить, что Евгений Миронов в последнее время заметно изменился. Даже по сравнению с относительно недавним князем Мышкиным. Ушла особая нервность, трепетность, острый живой взгляд. Миронов заметно округлился, даже не внешне, а внутренне, это уже не способный артист Женечка, а заматеревший руководитель Московского Театра Наций.

Близнецов Истоминых Миронов изображает достаточно бесхитростно. У плохого – жесткий взгляд и блатные манеры, у хорошего – взгляд рассеянный и большие очки. Потом эта разница незаметно стирается, ведь Павел становится Петром, то-есть, две половинки соединяются в одно целое. Миронов удачно выбран на эту роль – в нем сегодняшнем явно видна двойственность, противоречивость, неопределенность, необходимая для создания образа.

Авторы "Апостола" мудро назначили в главные партнеры Миронову Николая Фоменко. Поначалу, когда видишь шоумена Фоменко в роли Хромова из НКВД, думаешь, что сейчас начнутся очередные "старые песни о главном". Но потом это впечатление уходит. Хотя герой Фоменко непрост, совсем непрост, главное не это. Главное, что Фоменко пытается придать сериалу живинку, которой ему (сериалу) не хватает. Фома, как всегда, харизматичен, даже забавен. Ему веришь и в серьезные моменты, потому что он очень живой персонаж, которому неожиданно к лицу и военная фуражка, и мягкая гражданская шляпа. К тому же Фоменко и сегодня находится на гребне популярности. Он музыкант, актер, шоумен, автогонщик. Наконец, совсем недавно он развелся с Марией Голубкиной. В общем, в центре повышенного зрительского внимания, что работает на рейтинг фильма "Апостол".

Два интересных актера, совершенно не похожих друг на друга, – это уже хорошо. Но даже этого не всегда хватает "Апостолу", чтобы назвать сериал захватывающим. Действию в фильме недостает мобильности, сюжету – развития. Все слишком подробно, неспешно. Вначале эта неспешность, внимание к деталям даже привлекают и кажутся интересными и ценными в эпоху "много шума из ничего", когда детали мало кого интересуют, лишь бы были стрельба, мордобой, эпатаж, стриптиз и компьютерные навороты. Но ничего не попишешь – в приключенческо-детективном жанре без стремительного развития сюжета никуда.

"Апостола" Миронова бьют, пытают, мучают, подвергают всяческим испытаниям в тылу врага, но интеллектуального поединка не получается. Враги в основном мелкие и неинтересные. Это вам не "Семнадцать мгновений весны", где каждый образ был прописан и отточен виртуозно. А в "Апостоле" фашисты не превышают уровень Промокашки. Их и играют артисты соответствующего ранга – Александр Баширов, Леонид Окунев, провально изобразивший Паниковского в кошмарном сериале "Золотой теленок". Когда появляется мнимый Гельдрих, эту мнимость телезрители чувствуют куда раньше главного героя – уж слишком мелок и несолиден артист, изображающий немецкую суперзвезду, злодея и охотника. А вот сборы на охоту сняты, надо признать, с чувством атмосферы и вдохновенным размахом. Тут вам и дамочки изящные на лошадях, и обилие выпивки и закуски, и особое настроение.

В "Апостоле" если что и напоминает "Семнадцать мгновений", так это музыка, в которой легко можно узнать и мелодии Микаэла Таривердиева, и фрагменты из другого сериала – "Место встречи изменить нельзя". Вообще создается такое впечатление, что сценарий Олега Антонова и режиссура Юрия Мороза как бы сотканы из цитат известных фильмов о войне: вот это мы видели в картине "Щит и меч", это в "Большой прогулке" и "Кабаре", это из "Варианта "Омега"", а бесконечные конспиративные визиты к портному с назойливо наивными паролями – это то ли "Адъютант его превосходительства", то ли "Подвиг разведчика" с его немеркнущим в веках славянским шкафом и никелированной кроватью с тумбочкой.

К тому же некоторые сцены сериала производят неприятное впечатление своей натуралистичностью, причем натуралистичностью ненужной, нехудожественной. Это эпизоды в больнице, где держат жену Павла – Дарью Мороз. Вообще вся мелодраматическая линия фильма, связанная с женой и сыном Павла, которые находятся в заложниках у советской разведки, излишне наивна и пронизана чересчур истеричными нотками. Но особенно смешон в эротических сценах нежный, по сути, Евгений Миронов, старательно изображающий полового гиганта.

Так что недостатков в новом сериале хватает. Правда, эти недостатки не заслоняют солидность работы. Режиссер Ю. Мороз, достаточно прославившийся "Каменской" и не только ею, собрал и здесь солидную компанию. Плюс к Миронову и Фоменко дочь режиссера Дарья Мороз, Лариса Малеванная, Юрий Назаров, Андрей Смирнов в роли отца главного героя.

Съемки сериала проходили в разных местах. Разведшколу снимали в монастыре в городе Кириллове, причем действующий монастырь, понятное дело, не тревожили, а вот ту часть, где музей, использовали на полную катушку. Монастырь как съемочная площадка совсем не случаен. Ведь и название сериала "Апостол", и имена главных героев – Павел и Петр, и то, что главный герой – человек веры, сражающийся и против советской идеологии, и против немецкой, говорят о том, что религиозные мотивы здесь закономерны. Но для того, чтобы превратить Кирилло-Белозерский монастырь в немецкую разведшколу времен Второй мировой войны, киношникам потребовалось кардинально изменить облик храма. Нацистская символика и надписи на немецком языке, колючая проволока на стенах, тюремные бараки – все это на месяц стало частью не только снимающегося фильма, а и самого монастыря. На территории храма не разрешили снимать пиротехнические эффекты, хотя взрывы должны были греметь неподалеку от его стен. Тогда героев забрасывали кусками земли, как будто от взрыва, а потом спецы по компьютерной технике дорисовывали картинку с огнем и совмещали ее с изображением монастыря.

В роли Берлина выступила Прага, а заключительная часть сериала снималась в Тунисе. Во многих сценах актеры работали без дублеров, так, в эпизоде захвата поезда Евгений Миронов сам скакал по крышам вагонов. На съемках сериала Евгений Миронов и Николай Фоменко чуть было не сгорели в антикварном автомобиле ГАЗ М-1. Во время дубля из-под капота злополучной машины посыпались искры и повалил дым (как вскоре выяснилось, загорелась проводка в моторе). К счастью, огонь быстро погасили подручными средствами, а для экономии времени решили не ждать починки старенького "газика", привязали его тросом к "Ситроену" и стоически досняли материал.

Но это все мелочи. Главная интрига, на которой держится сериал: кто же в действительности настоящий злодей. Ни за что не будем раскрывать карты. Скажем только, что сами создатели картины уверены: зрители до последних пяти минут об этом не догадаются. Не лишать же вас этих пяти минут удовольствия.