НИКИТА МИХАЛКОВ: МЫ СНИМАЕМ СРАЗУ ДВА ФИЛЬМА "УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ"

Газета "Известия"
Полина Киселева

Никита Михалков снова занят "Утомленными солнцем". Вторую часть, как и первую, он снимает в Нижегородской области. Здесь, возле деревни Поляна, затерявшейся среди холмов и полей правобережья Оки, встала лагерем его многочисленная съемочная группа. Сюжет картины Никита Сергеевич полностью не раскрывает, журналистов на съемках не жалует. Корреспонденты "Известий" стали первыми, кому режиссер разрешил два дня понаблюдать за съемками фильма и рассказал, какая судьба ждет комдива Котова и его дочь Надю.

Добраться до деревни Поляна оказалось делом нелегким. Пункт нашего назначения был отрезан от "большой земли" совершеннейшим бездорожьем. Так что километра за полтора до Поляны мы вылезли из машины и потопали пешком через поля. Асфальта здесь отродясь не было, а из-за съемок грунтовая дорога до Поляны вообще превратилась в сплошные ухабы и рытвины: начало работы над "Утомленными солнцем 2" по иронии судьбы совпало с затяжными дождями. Автобусы и грузовики, подвозившие к месту съемок оборудование и технику, уничтожили остатки дороги. Местные жители теперь сетуют: "На днях по такой дороге одна машина влетела так, что ремонту теперь на три тыщи!". Но потом машут рукой: "Да Бог с ней, с дорогой! Зато первый раз у нас в деревне такие дела творятся!"

Даже хозяин покалеченной машины, которого мы отыскали тут же, в Поляне, не в обиде: "Да отремонтируем как-нибудь. Главное, что такой знаменитый режиссер у нас снимает, может, и мы у него сниматься будем. Воспоминание на всю жизнь!"

Важность момента в Поляне оценили по достоинству – в деревню даже стали возвращаться дачники из города, хотя вроде бы сезон отпусков закончился.

— Меня сын специально сюда привез, – рассказывает пенсионерка Александра Ивановна. – Уж очень хочется Михалкова увидеть. А соседи внучат привезли из города. Да еще им бабушку велели привозить, чтоб в кино сниматься. Меня тоже сниматься приглашали, да паспорт-то я в городе оставила, – расстраивается наша собеседница. – А без паспорта не возьмут, ведь это же работа, там и деньги платят – 300 рублей!

Приработку за съемки в массовке местные рады, хотя, признаются, сниматься и бесплатно пошли бы – интересно же! В Поляне теперь только и разговоров – о съемках. О том, как приехали киношники, как снесли соседскую баню да соорудили на ее месте большую ригу – специально для фильма, как отремонтировали старый колодец, как нарочно состарили дома специальной краской и построили дощатые заборы вместо хозяйской сетки-рабицы.

— Весь тес потом обещали нам оставить на дрова да дать краски сколько надо, чтобы мы могли перекрасить свои дома обратно, – селяне охотно делятся новыми впечатлениями.

Рассказывают, что актеров на съемках кормят – и хорошо, по-домашнему. Обсуждают, что немцы и цыгане в кино будут настоящие, что тем, кто живет в домах прямо около съемочной площадки, иной раз даже на двор не выглянуть – стыдно сказать, до туалета, – потому что идут съемки и на улицу просят не выходить.

Но больше всего разговоров в Поляне, конечно, же о Никите Михалкове. "Шел он по деревне и со всеми здоровался, простой такой человек, душевный, никому не отказывает, кто у него просит автограф или сфотографироваться. Работа у него – не дай Боже никому, какая нервная, это ж сколько сил надо! Иной раз и кричит на них – так ведь закричишь, если не понимают по-хорошему. И правильно кричит!" – одобряют полянские.

Нижегородскую область местом съемок Никита Сергеевич выбрал неслучайно – здесь, в курортном поселке Зеленый Город на государственных дачах сталинских времен, снимались первые "Утомленные солнцем". Как признавался в свое время бывший тогда губернатором области Иван Скляров, "Никита мне всю дачу ободрал". Хозяин в области сменился уже не по один раз, а дача все стоит. И Михалков думает навестить ее.

— Мы снова собираемся снимать ту дачу, – рассказал "Известиям" Никита Сергеевич. – Часть съемок будет проходить на Гороховецком полигоне, поэтому и деревню мы нашли в Нижегородской области. Для нас важна компактность обитания. При всей нашей технике перемещения на большие расстояния – дорогостоящее удовольствие.

Техника у Михалкова задействована не только для съемок. Сюжет фильма разворачивается в годы Великой Отечественной, поэтому на площадку привезли бронеавтомобиль, танк Т3, штурмовое самоходное орудие – рабочие муляжи немецкой техники времен войны. А еще военные грузовики, мотоциклы и даже два с половиной десятка велосипедов, на которых в деревню, по сценарию, въезжают эсэсовцы.

Заставить все эти машины въехать в деревню единой колонной пытается второй режиссер Сэм Дорман. С мегафоном, микрофоном и рацией в руке он командует массовкой прямо с немецкого танка. Массовка (в роли эсэсовцев режиссер задействовал сотрудников МЧС) отвлекается, фотографируется на камеры сотовых телефонов, разбредается и не слушается, техника глохнет в самый неподходящий момент. Сэм Дорман вне себя.

— Будьте любезны, господа, назад жопами быстрее! – кричит он на хорошем русском языке, чем немало удивляет нас. – А теперь мордами по направлению к деревне.

Но репетиционный процесс топчется на месте. Мотоциклы, выстроившиеся было "мордами" куда сказано, застревают в глубоких колеях. Сэм багровеет и обрушивает на бедную массовку угрозы "устроить второй геноцид еврейского народа".

Часа через полтора битвы с массовкой Сэм предстает перед нами уже совершенно спокойный и улыбающийся. Он дружелюбно объясняет, почему он, человек с иностранными именем и фамилией, в совершенстве владеет русским языком и русской бранью: "Я родился в Израиле, но родители привезли меня в Россию в детстве".

Сэма, кажется, совершенно не смущает неблагодарная роль, выпавшая ему в этот съемочный день.

— Надеюсь, у меня все получается, и Никита Сергеевич поймет, что не ошибся, что пригласил меня вторым режиссером, – говорит он.

За глаза коллеги говорят про Сэма, что этот молодой и горячий парень далеко пойдет. Почему-то кажется, что сам Сэм Дорман в этом нисколько не сомневается.

В Поляне со съемочной группой местные жители почти сроднились – вместо запланированных 5-6 дней команда Михалкова застряла в деревне аж на три недели. Все это время "Утомленные" ждали солнца. Пока его не было, репетировали, одевшись в дождевики. Каждый день простоя и выезда на съемочную площадку влетал группе в круглую сумму – 50 тысяч долларов.

В небесной канцелярии смилостивились только к концу второй недели ожидания, съемки начались, и тогда можно было понять, что же ждет героев Михалкова. По сценарию деревню захватывают немцы, местных жителей сгоняют в ригу и сжигают. В деревне каким-то образом оказывается и главная героиня – Надя Котова. Но она, единственная из всех, кто был в тот день в деревне, останется жива.

К риге уже натаскали соломы и подвезли несколько канистр с горючим, подготовили эмчээсовскую технику для тушения. Массовка ждет "сожжения" за деревенской околицей, обряженная в сарафаны и какое-то непонятное барахло (некоторые одеяния, как рассказали нам потом костюмеры, нашли прямо здесь, в Поляне, в бабушкиных сундуках).

Но до кульминации съемок еще далеко. Еще отсвечивает в кадре парник дяди Коли, который спешно зачехляют маскировочными сетками, а на крыше бабы Зины снова торчит телевизионная антенна, которую оттуда сняли несколько дней назад, но – надо же и телевизор смотреть – хозяева приладили ее снова! Пока деревенскую улицу доводят до идеального съемочного состояния, идет работа над другими сценами.

— Приготовились, снимаем еще раз, – режиссер Михалков командует процессом из зеленой палатки, которую носят рабочие по маршруту перемещения Никиты Сергеевича.

Хлопушка. Заплаканная и чумазая Надя выбегает из кустов и бежит вдоль стены дома, колотя руками в окна и двери:

— Товарищи, откройте! Пожалуйста, товарищи!

Но ей не открывают.

— Стоп! Молодец, Надя. Это было хорошо, – сдержанно хвалит Михалков. – Снимаем еще раз. Ты повернись задом и постучи в дверь каблуком. Начали.

Хлопушка. Все начинается сначала. Стоп. Еще раз.

— Обратите внимание на частокол, – просит режиссер операторов. – Это надо использовать, в его мельтешении есть хорошая динамика. Еще раз.

И снова все с начала.

О своей работе с дочерью на съемочной площадке Михалков говорит сдержанно:

— Работаем... Надя в первых "Утомленных солнцем" – это было обаяние детства. Надя сейчас во многом почти профессиональная актриса. Я видел это уже тогда, как задаток. И потом явно увидел в картине "Внучка президента", где она снималась. Там видно, что она осознанно все делает, а уже не просто эксплуатирует детское обаяние.

Надя признается, что отец очень строг и требователен, особенно к своим близким: "Он требует, чтобы все было так – и никак иначе".

К вечеру съемочного дня Надя жалуется коллегам-актерам:

— Почему я сегодня так много бегаю?

— Ничего, зато следующим летом будешь много медленно ходить,
– демонстрируют ей в ответ воображаемый проход по фестивальной красной дорожке.

Сам Никита Михалков о фестивальной судьбе "Утомленных 2", кажется, совсем не задумывается (он даже о дате выхода фильма говорить отказывается), но в его съемочной группе не сомневаются, что фильм ждет большой успех. И даже приметы на этот счет отмечают: радуга перед началом съемок, закат солнца необычной красоты вечером первого съемочного дня – это ли не примета для фильма, в названии которого фигурирует солнце? Да и вообще то, как режиссер работает над каждой сценой – тщательно прорабатывая детали, – все это предтеча будущего успеха, уверены в съемочной группе Михалкова.

— Никита Сергеевич как никто другой умеет настроить актера на нужный лад, – говорит актриса Наталья Суркова (с ее героиней Катей Надя знакомится по ходу действия).

На площадке у бутафорского колодца эсэсовец Клаус расстреливает цыган.

— Стоп! Снято. Это было хорошо, это было честно, – хвалит Михалков. – Сейчас будем снимать проход.

Перед тем, как начать съемку следующей сцены, Никита Сергеевич лично показывает актеру, играющему эсэсовца, как тот должен медленно пройти по дороге, перешагивая одного за одним "мертвые тела".

К "убитым" цыганам, падающим в дорожную пыль, бросаются гримеры – поправить грим, в ход идут бутафорские кровь и грязь.

— Ой, как мы Михалкова любим, – цыгане, на наше счастье, очень словоохотливы. – Мы с ним уже не первый раз работаем. Обожаем его, и он нас, на свадьбе у нашего сына даже был!

Наталья и Дмитрий Бузылевы – заслуженные артисты России. В кино работают около тридцати лет. Наталья в "Утомленных солнцем" не снимается, приехала в качестве группы поддержки.

— Я теперь гаданиями занимаюсь, как все цыганки, – откровенничает она. – Вот и здесь многим гадала.

— И Михалкову?

— Нет, у него такая сильная энергетика, такая сильная защита, что он в этом просто не нуждается!
– смеется цыганка.

Вечер. Съемочный день закончен. Десять часов работы – пятнадцать минут фильма. Актеры стирают грим салфетками, переодеваются и устало идут в автобусы, обсуждая планы на вечер. Кто-то предлагает сходить на местную дискотеку в городе Павлово, где живет часть съемочной группы вместе с режиссером. Цыгане, у которых впереди выходные, договариваются совершить с утра паломничество в Дивеевский монастырь. "Мы же православные", – объясняют они.

Никиту Михалкова ждут коллеги и ужин, накрытый под тентом около режиссерской палатки прямо в поле. Но он выделяет время для разговора.

— Я надеюсь, что в определенном смысле наш фильм – это фреска великой войны через истории конкретных людей. Сколько было людей на фронте, столько было и войн: воевало 30 миллионов человек, и это было 30 миллионов войн, у каждого была война со своим запахом, со своими ощущениями, своими страхами, со своими победами, со своей любовью. И эти миллионы жизней, ручейков, стекаются в эту великую страшную реку войны. Для маршала Жукова война определялась армиями, корпусами, дивизиями, полками. А для командира отделения – одиннадцатью человеками, а для какого-нибудь из партизанского дозора, разведки – пятью. И вот тут-то и вступает в силу Бог, Провидение, судьба. Идут шесть человек по лесу, один отошел пописать в сторонку, пятеро прошли дальше, их накрыло миной, а он остался жив. Почему именно он остался жив, для чего его Господь оставил в живых? Это же вопрос вопросов! И этот эпизод с Надей, который мы снимали сегодня, – именно об этом. Потому что, если смотреть совсем честно, то из-за Нади гибнут 250 человек. Но они не открыли ей дверь – никто, когда она стучалась. Она хотела попытаться их спасти, но ей не дали этого сделать, потому что это было бы бессмысленно – убили бы и ее, и их. Но почему Господь оставил ее в живых, для чего? Это вопрос очень важный.

Никита Сергеевич рассказывает, что, готовясь к картине, перечитал и пересмотрел огромное количество материалов, хроники:

— Первое, что мне пришло в голову, – это изумление и некое внутреннее поражение от вопроса: как мы могли эту войну выиграть?! А вторая мысль, что прав профессор Раш, который говорит, что советские историки отняли победу у бойцов Красной армии, делая немцев идиотами, дураками, пьяницами, не отдавая им должного, как великим воинам. Самая мощная армия мира в то время могла покорять за считанные дни целые страны, там продумано было все, начиная от техники и вплоть до военной формы, которая сама по себе была частью психологического воздействия. И вот то, что эта армия была разбита, – это и есть настоящий подвиг.

Михалков говорит, что "Утомленные солнцем 2" будут совершенно самостоятельным фильмом.

— Было бы нелепо, если бы мы рассчитывали только на тех зрителей, которые видели первую картину. У нас не было задачи делать продолжение истории. "Утомленные солнцем 2" – это самостоятельная картина, вернее, это будут два самостоятельных фильма, которые выйдут в прокат каждый отдельно. Это огромная картина, с огромными событиями, массовками, огромным количеством техники, компьютерной графики, трюков. Масштаб – это часть того самого кинематографа, к которому мы привыкли, который мы любим. Я только что снял очень камерную картину "12 разгневанных мужчин", а до этого снял "Цирюльника", и уже там был масштаб, и в общем он отравляет, – признается Михалков. – Когда понимаешь, какие возможности возникают, когда у тебя 5 тысяч человек в кадре, – это серьезно. В этом есть наполнение. Это совсем другое кино.

Сюжет "Утомленных солнцем 2" режиссер держит в секрете, но о том, какими стали его герои, соглашается рассказать:

— Война стала для Котова спасением, счастьем. Он из лагеря попадает на фронт, в штрафбат. Недаром, когда в лагере, где он сидит, слышат, что началась война, там ор от счастья – война! Это было реально: в лагерях кто-то радовался тому, что будут воевать против тех, кто их посадил, а кто-то радовался, что можно уйти и воевать на фронте и искупать кровью. Котов радуется – он военный, это его профессия, война – мать родна. Надя же в 1941 году получает надежду, что отец не погиб, и для нее это становится путеводной звездой. Она говорит: "Я знаю, для чего меня Бог оставил в живых. Чтобы я папу нашла". И это будет основная история фильма – движение отца с дочерью друг к другу.

Помимо Никиты и Нади Михалковых, в новом фильме зрители увидят героев Олега Меньшикова, Владимира Ильина, Владислава Тихонова и "всех старушек". А вот роль Маруси исполнит другая актриса – Виктория Толстоганова.

— Ингеборга была занята в реалити-шоу "Большой брат", а я не вижу возможностей актерам серьезным совмещать одно с другим – вот это и серьезную работу. Хотят они или не хотят, происходит деградация. Я просил ее, предупреждал, но, видимо, там было уже поздно, – говорит Никита Михалков. – В фильме будет много новых героев, актеров, с которыми я работал в последнее время: это и Гармаш, и Ефремов, и Стоянов.

В середине недели съемочная группа закончила работу в Поляне. Правда, без новой истории не обошлось. После того как "сожжение пленных селян" состоялось, некоторые газеты принесли весть, что во время съемок пострадали 18 пожарных, получив ожоги 1-й и 2-й степени.

— Ничего подобного не было! – Никита Михалков взволнован прочитанным. – Сгорело только то, что должно было сгореть по сценарию. Ни один человек не пострадал. Так и напишите.

Теперь в группе начнут готовиться к зимним съемкам, когда будут сниматься большие эпизоды "Утомленных солнцем 2". Но когда картина дойдет до зрителей, остается пока только гадать.