БЕГИ, МИРОНОВ, БЕГИ!

Журнал "Наше кино" №9
12.2004
Евгений Безбородов

Слухи о том, что Евгений Миронов будет сниматься в фильме "Побег", появились еще в начале лета. Потом они подтвердились. Как и участие Егора Кончаловского в качестве режиссера фильма. Стали известны и подробности сюжета. В "Побеге" Миронов сыграет кардиохирурга Ветрова, на которого падает подозрение в убийстве собственной жены. А он не виноват! Поэтому пускается в бега. С них – в августе месяце, на Валдае – и начались съемки картины. А продолжились в Москве, в элитном жилом комплексе на Щукинской.

УБИЙСТВО В ПЕНТХАУСЕ

Обилие крови – первое, что бросается в глаза в роскошных апартаментах кардиохирурга Ветрова. Кровь на стенах, на дорогом белом ковре, на полу... в пластиковой бутылочке с надписью "Кровь". И на Виктории Толстогановой, вокруг которой вертятся гримеры. Пару пятен на халат, еще парочку в область виска, и струйка крови изо рта. Для полноты образа – галстук вокруг шеи. И следы от удушья обычными акварельными красками.

— Кровь настоящая? – спрашиваю Екатерину Петрашко, художника-декоратора картины.

— Что Вы, нет, конечно! – смеется она. – Она изготавливается на "Мосфильме", причем по разным технологиям. Есть кровь пищевая, которую актеры могут, например, набирать в рот, а есть вот такая, декоративная. Она стоит дешевле, ее можно по стенам размазывать, актеров гримировать.

— Признайтесь, много будет в фильме кровавых сцен?

— Нет, не очень. Но они есть, поскольку в жанре "экшн" без таких сцен не обойтись.

Сегодня, судя по всему, будет сниматься сцена, с которой все и начинается. А Толстоганова, соответственно, изображает убиенную жену Ветрова.

Еще пара штрихов, и актрису укладывают на пол в спальной комнате. Здесь-то вскоре и обнаружит ее Евгений Миронов. Кончаловский пока его на площадку не пускает, держит в прихожей. Наверное, хочет удивить чересчур реалистичным обликом актрисы. И добиться максимально естественной ответной реакции. Странно, сначала ведь все равно будет репетиция.

ЧТО СКРЫВАЕТ ТИШИНА

Если Миронов и был удивлен, то многократно. Все дубли без исключения (включая те, где он не в кадре) он демонстрировал полнейшее, совершенно искреннее отчаяние от страшной находки. Но сначала – удивлялся тому, что открыта входная дверь, что жена не отвечает на звонок. "Ира? Ирочка!" – голос Миронова срывается, шестым чувством он уже все понял. А спустя секунду и увидел.

"Ты в полном шоке, не знаешь, что делать, за что хвататься", – объясняет ему Кончаловский. Миронов так и играет. Склоняется над Викой, что-то шепчет, пытается ее приподнять, потом ослабляет хватку стягивающего горло галстука и... безумное выражение глаз сменяется надеждой. Она что-то пытается ему сказать. Но лишь безвольно откидывает голову. От крика "Ира!" у присутствующих начинают дрожать коленки. Столько в нем боли. А ведь это еще только репетиция!

Эффекту правдоподобия способствует и Толстоганова, безвольная, как кукла, "мертвая" на все сто. "Не помогаешь!" – кричит ей Кончаловский, когда Миронов пытается ее поднять. И все действительно ощутили, как потяжелело ее тело.

"Извините меня, пожалуйста, – после очередного дубля начинает тараторить Вика. – Я поняла, что глаза открыла, и испугалась. Видно было в кадре?" Ее успокаивают: на общем плане никто и не заметит. А вот на крупном нужно постараться не моргать. Толстогановой это дается с трудом. Миронов слишком долго над ней страдает, и актриса не выдерживает, моргает. "Женечка, – кричит Кончаловский, – ей тяжело долго "держать глаз". Приподнял ей голову, снова опустил и все. Не нужно лишних движений". Однако Миронов снова не вписывается в хронометраж, и Толстоганова опять моргает. Лишь четвертая попытка оказывается удачной. Оказывается, мертвую сыграть не так-то легко. Особенно если у тебя такой эмоциональный партнер, как Миронов.

СТРАДАНИЯ ХИРУРГА ВЕТРОВА

Следующий кадр – пик переживаний Ветрова. Он переносит жену на кровать, окончательно убеждается в том, что она мертва, и в буквальном смысле слова воет над ней. Пока техники переставляют камеру и свет, Кончаловский просит "обновить актрисе грим". Гримеры добавляют ей кровоподтеков и синяков. Миронов в это время выбегает покурить: "Тамара Ивановна!" Тамара Ивановна, ассистент по актерам, уже наготове, с сигареткой в руках. Пока Евгений курит, над ним возится сразу несколько человек: один поправляет прическу, другой – микрофон. Разговаривать с актером даже не пытаются, знают, что бесполезно.

Словно в подтверждение этого Миронов раздраженно просит телевизионщиков и фотографов не снимать его во время работы: "Это очень отвлекает". Наиболее отважная тетушка пытается спорить: "А что же мне делать? Вы для меня специально потом играть будете?", но тщетно, ее настойчиво просят уважить актера. Крупный план – не шутка, он требует максимальной собранности от актера, не терпит даже малейшей фальши.

Впрочем, Миронову она, кажется, не грозит. Снова и снова он воет над Викой, как раненый зверь. "У меня прям мороз по коже", – делится впечатлениями кто-то из журналистов. "А мы уже несколько дней сердце рвем", – вздыхает Тамара Ивановна.

Не может сдержать слез и актриса, хотя по сценарию ей положено быть "мертвой". "Вика, полная дефокусация. У тебя взгляд должен быть остановившимся", – умоляет режиссер, и Толстоганова огромным усилием воли сдерживает эмоции. А после съемок долго не может прийти в себя. Наконец решаюсь подойти к актрисе:

— Тяжело работать со столь эмоциональным партнером?

— Что Вы! Мне партнер достался на зависть всем остальным актерам. Надо мной Женя плачет, и я тоже ничего не могу с собой поделать, плачу вместе с ним, хотя не должна этого делать. Он гениальный партнер, актер, человек. И мне страшно повезло. Я когда узнала, что Женя будет играть моего мужа, то, не раздумывая, дала согласие.

— Это первая ваша роль с Мироновым?

— Нет, мы оба заняты в одном спектакле. А в кино в первый раз вместе работаем, дай Бог, не последний.

— Жаль, что совместных сцен у вас немного. Ведь фильм начинается со смерти вашей героини...

— Нет, будут еще сцены. В том числе флэш-бэки ("воспоминания из прошлого" –
Авт. ). Их немного, роль действительно небольшая, но очень важная для понимания характера Ветрова. И для развития сюжета тоже.

Следующая сцена доказывает это. Ветров замечает у Ирины в руке что-то маленькое, прозрачное. Это "что-то" оказывается линзой.

ЛИНЗА КАК УЛИКА

Кончаловский с Толстогановой долго решают, должна она лежать на открытой ладони или быть сжатой в кулачке. Останавливаются на первом варианте, так она будет заметнее герою Миронова. Он, кстати, несмотря на то, что в кадре крупным планом только рука Вики, снова работает на всю катушку. После очередного истошного "Ира!" Толстоганова решает разрядить обстановку и смешно пародирует крик Жени. Миронов вместо того, чтобы обидеться, включается в игру: "Она уходит от нас!" "Не смей этого делать!" – подхватывает Кончаловский. Импровизация в духе "Скорой помощи" приводит съемочную группу в восторг. Все смеются. А через минуту снова плачут. Миронов неисправим.

— Линза, наверное, какую-то роль сыграет? – выпытываю с самым невинным видом у ассистента по актерам Тамары Ивановны.

— Еще как сыграет! – выдает она служебную тайну. – Ирина выцарапала ее из глаза убийцы, и по этой линзе Ветров потом его найдет.

Впрочем, пока ему не до анализа, откуда линза, зачем, почему. Вволю нарыдавшись над женой, он в ярости бросается к зеркалу и... Стоп! Это уже следующий кадр.

ЗЕРКАЛО ТРЕСНУЛО

"Бить будем?" – интересуется у Миронова Кончаловский. "Будем, конечно", – отвечает тот. Егор довольно потирает руки и кричит оператору: "Антоша! Выстраивай кадр с разбитым стеклом. Будем это красиво, эстетски снимать!" Декораторы удивленно переглядываются, мол, что еще за режиссерская находка. Однако вскоре всеми овладевает мальчишеский азарт. Долго обсуждают, чем бить зеркало и разобьется ли оно. Решают, что в качестве метательного снаряда вполне подойдет тяжелая стеклянная ваза.

"Надень на всякий случай бескозырку на голову", – советует оператору Кончаловский. А всех остальных просит отойти как можно дальше. Осколки – вещь опасная. Однако зеркало оказывается крепким. Ваза вдребезги, а ему хоть бы хны! "Придется еще дубль сделать, не разбилось, сволочь", – комментирует Егор. И тут же принимает решение: "Ты сейчас швырнешь в него булыжник. А я потом совмещу эти два кадра. Получится, что зеркало разлетелось от удара вазы". Миронов окончательно оживляется, вместе со всеми ищет булыжник, заворачивает его в пакет. После чего со всей силы швыряет его в зеркало. И снова неудачно! А главное – не в тот угол. Бронебойное стекло поддается лишь на третий раз, причем осколки не столько разлетаются, сколько обваливаются вниз. Все облегченно вздыхают: обошлось без жертв. Можно приступать к следующей сцене.

СВИДЕТЕЛИ ОБВИНЕНИЯ

Обнаружив жену, Ветров забыл закрыть дверь. За что и поплатился. Ну, что должны были подумать Евгений Борисович и его жена Катя, заглянувшие к соседям на огонек и увидевшие такую картину: на кровати, вся в крови, Ирина, а над ней бьется в истерике муж и повторяет: "Это я виноват! Я!"?

Их подогретое алкоголем сознание сделало только один вывод: он действительно виноват. "Медленно стирай с лица улыбку", – просит Егор актрису Наталью Рева. – "А Вы вытолкните ее из кадра, она не должна этого видеть", – это уже Евгению Князеву. Актер понимает задачу очень уж буквально и на втором дубле так толкает Наташу, что та с грохотом отлетает к стенке. Но до команды "Стоп!" молчит, невзирая на боль.

На суде ее героиня молчать не будет. Что, несомненно, скажется на судьбе кардиохирурга Ветрова, вынужденного совершить "Побег". Но это уже совсем другая история, которую лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Кстати, увидеть можно прямо сейчас, на соседней странице...

О НРАВАХ И ХАРАКТЕРАХ УЧАСТНИКОВ "ПОБЕГА"

Первым, кого я увидел на съемочной площадке, был сам Миронов. Поздоровался со мной и побежал дальше. Какой культурный человек! Жалко, журналистов не очень-то любит. Вот и в этот раз интервью давать наотрез отказался.

Обсуждаю Миронова с кем-то из съемочной группы: "Он всегда такой необщительный?" – "Да что Вы!" – возмущается девушка. И долго рассказывает, какой Женя на самой деле компанейский, когда поблизости нет представителей прессы. Мол, на Валдае он и байки травил, и обедал вместе со всеми, и вообще, "поискать еще такого хорошего человека". Эх, жаль, нас там не было!

Перед началом работы Вика Толстоганова обращается к съемочной группе: "У меня большая просьба. Закрывайте входную дверь. Мне на полу весь день лежать". – "Конечно!" Первый дубль. Вика еще раз спрашивает: "Закрыли дверь?" Выясняется, что нет. Актриса срывается: "Как всегда! Все говорят: "Конечно!" и ни хрена не делают!" Резко, но справедливо. Поэтому никто не обиделся.

В одной газете написали, что Кончаловский никогда не повышает голос на съемочной площадке. Врут! Повышает. Но по делу. А в минуты отдыха демонстрирует свое настоящее лицо – очень доброе. Угощает всех конфетами (лично обходит с коробкой), каждого знает по имени-отчеству. Во время интервью нас прервали, так Кончаловский не только извинился, но и через полчаса сам подошел: "Продолжим?" Неудивительно, что люди хотят с ним работать (на "Побеге" занята та же команда, что и на "Антикиллерах").

РЕЖИССЕР ЕГОР КОНЧАЛОВСКИЙ:

— В фильме много постановочных сцен, связанных с использованием спецэффектов. Например, сцена в болоте, в котором барахтается главный герой. Было придумано специальное устройство, которое почему-то не сработало. Актера едва не засосало по-настоящему.

— Были еще на съемках опасные для жизни ситуации?

— Не столько опасные, сколько неприятные для актеров. Допустим, нужно было со связанными руками опуститься на дно двухметрового бассейна с грязью. Причем на улице было градусов двенадцать выше нуля. В фильме будет много экстремальных погонь на автомобилях, стрельбы. Женю даже поцарапало чуть-чуть. Правда, не пулей, а стреляющим устройством.

ЕКАТЕРИНА АНАТОЛЬЕВНА ПЕТРАШКО, ХУДОЖНИК-ДЕКОРАТОР:

— Для одной из сцен мы построили волчью яму, в которую по сценарию проваливается главный герой. Точнее, каскадер. Но так получилось, что на съемках я случайно сама в нее угодила! Слава Богу, без последствий. Но сломала декорацию. Было обидно.

— А кто роет яму главному герою?

— Никто. Это происходит случайно. Он скрывается от преследователей в тайге. И попадает в яму, сделанную охотниками. Кстати, наш художник-постановщик Денис Куприн построил для героя Миронова таежный дом, с колодцем, двором. Правда, колодец бутафорский, всего 20 сантиметров глубиной. Но выглядит как настоящий.