В ПОГОНЕ ЗА "МАМОЙ"

Газета "Русский репортер" №11
1998
Людмила Колина

Два месяца "РР" гонялся за съемочной группой фильма "Мама". Вместе с Олегом Меньшиковым мы бежали из психушки, пробирались сквозь темные туннели, мокли в залитых водой подвалах, проводили бессонные ночи на яузских шлюзах... Результатом этой погони стал репортаж о съемках, проходивших в Москве и на Валдае. ...

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: МЕСТО ВСТРЕЧИ – ПСИХУШКА

В больнице меня ждали пятеро братьев. Актеры так хорошо подобраны, что очень похожи друг на друга, а Евгения Миронова и Алексея Кравченко вообще можно принять за близнецов. Их мать – Нонна Мордюкова – снимается в главной роли после многолетнего перерыва. Ей, конечно, предлагали работу в кино, но это были фильмы очень низкого уровня. "Сколько раз мне говорили: "Я напишу для тебя сценарий, – с горечью вспоминает Нонна Викторовна, – но так и не написали." Сценарий "Мамы" ей сразу понравился. "Эта история мне понятна, – говорит Нонна Викторовна. – У нас в семье было шестеро детей. Кубань, голодное время: то деремся и кусок хлеба друг у друга вырываем, то песни поем. И этот ансамбль семейный – не новость для меня."

Из всей киносемьи меньше всего повезло старшему брату Лене – он сидит в психушке. В этом отчасти виновата сама мать, именно она шепнула любимому сыну, чтобы тот прикинулся дурачком. И вот теперь братья пытаются вызволить старшего.

Психушкой на время стала бывшая ткацкая фабрика "Красные текстильщики". Художник Владимир Аронин присмотрел эту "натуру" еще на съемках "Сибирского цирюльника", где та же самая фабрика была тюрьмой. Даже не верится, что в Москве, сплошь застроенной бизнес-центрами – близнецами, остались еще такие зловещие здания. И хотя находится эта фабрика недалеко от "Президент-Отеля", сразу ее не найдешь. И спросить некого. Увидев живого человека, я радостно бросилась к нему. Человек был мрачен (под стать месту), но зато сведущ и молча указал мне на угрюмое здание из красного кирпича.

Открыв дверь, я шагнула в темноту. Нащупав лестницу, стала подниматься вверх по склизким ступеням, под струйками льющейся откуда-то сверху воды. Вдруг в темном (и мокром) царстве появился луч света. Пришла!!!

На окнах решетки, железные кровати застелены серыми одеялами...На стене – грозная табличка: "Стук дверей, грохочущие шаги, громкие слова – настоящее преступление против выздоровления больного". В такой обстановке несложно сойти с ума.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: БЕГОМ ПО ТУННЕЛЮ

Самое оригинальное декорационное сооружение – больничный туннель. Он похож на гигантскую змею, в чреве которой плещется вода. Теперь понятно, откуда лилась вода на мою голову. В один из съемочных дней фабрику затопило.

По туннелю бегут братья, спасая парализованного Леню. Решив на себе испытать все тяготы актерской жизни, я натянула резиновые сапоги и залезла в туннель. Там можно было встать во весь рост. Воды по колено. Я гордо прошлась по темному туннелю до самого конца и вернулась обратно. "Ну, как, – спросили меня актеры, – впечатляет?" "Ничего особенного, – ответила я. – Подумаешь, пройтись по тоннелю с водой". – "Ха, а ты побегай, как мы!" Решив не рисковать, я вежливо отказалась. И была права, а то ведь могла пострадать, как Алексей Кравченко, который на бегу нечаянно сбил камеру головой. К счастью, рана была несерьезной, но съемочная группа переполошилась.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ВЕСЕЛЫЙ ЛЕНЧИК

В начале фильма герой Олега Меньшикова – девятнадцатилетний юноша. Но годы, проведенные в лечебнице, сделали из него старика, передвигающегося в инвалидной коляске. Заручившись письмом из министерства, мать приезжает забирать сына. По сцене Леонид мог лишь взглядом показать, что узнал мать. Накал страстей. Мать и сын смотрят друг на друга. Их глаза полны слез. Съемочная группа рыдает.

Братья требуют отдать Ленчика. В ответ больничные власти натравливают на них сумасшедших. Завязывается драка. Николай (Владимир Машков)дерется весело, с огоньком, распевая народную песню "Ветер с моря дул...".

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: КРЫСИНЫЕ ИСТОРИИ

В разгар ночных съемок Денису Евстигнееву пришла в голову оригиальная мысль – сделать сцену в туннеле более впечатляющей. Для этого, по мысли режиссера, герой Меньшикова должен вытащить из кармана крысу. Где в два часа ночи найдешь живую крысу? Пришлось обзвонить всех заводчиков декоративных крыс. Через час хозяйка привезла свою любимицу – крысу голубую домашнюю. Съемочная группа оживилась. Стали угощать дебютантку печеньем. Владимир Машков был не прочь взять ее к себе домой в компанию к двум собакам и попугаю. В итоге режиссер отменил голубую крысу.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ: А ИЗ НАШЕГО ОКНА ПЛОЩАДЬ КРАСНАЯ ВИДНА

Прежде чем идти за братом в больницу, мама покупает сыновьям новые костюмы. Съемки проходили в обувной секции ГУМа – отсюда, как объяснили мне в съемочной группе, хороший вид на Красную площадь.

После многочисленных примерок братья оделись в одинаковые черные пиджаки, черные брюки и белые рубашки. Одним словом – парадно. Посетители практически не замечали, что эта секция ГУМа закрыта. Съемочная группа частенько захаживала перекусить в кафе напротив. Играла легкая музыка, и галантный Владимир Машков пригласил на танец Нонну Мордюкову.

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ: ТИХА НОЧЬ НА ЯУЗЕ...

Съемки проходили на Яузе, у шлюзов. Найти съемочную группу было нелегко. Одинокие ночные прохожие шарахались от меня, услышав вопрос, и махали рукой в неопределенном направлении. Наконец злополучные шлюзы были найдены.

Тиха ночь на Яузе. Редкая иномарка проедет по ночной дороге. И вдруг – ярко-красный линкольн! Неизвестно откуда появился и умчался в темную даль, подмигивая красным. На съемки заехали невесть откуда девочки на роликовых коньках (в ночное-то время!). Они с любопытством смотрели на "живых" актеров.

Братья угоняют катер. Николай (Владимир Машков) заводит мотор. Сделали три дубля. Первый – герой заводит катер, весело напевая так полюбившуюся ему за время съемок песню "Ветер с моря дул, разгонял беду...". Дубль второй – герой весел, но уже не поет. Дубль третий – герой хмуро заводит катер: дескать, рано еще радоваться, дело надо делать. Все три дубля хороши. Выбор за режиссером.

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ: КАТИТСЯ, КАТИТСЯ ГОЛУБОЙ ВАГОН...

В депо взяли несколько вагонов – плацкартный, купейный и общий. Забавно было наблюдать, как на этом поезде "ехали" герои: одни участники съемочной группы раскачивали вагон, а другие махали ветками, изображая проносящиеся мимо деревья. По сценарию в поезде герои едят огурцы. "Съедобного" реквизита было достаточно. В съемочной группе шутили: "Кому достанется горький огурец – тот скоро женится". Горький огурец достался Евгению Миронову.

ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ: НА ДАЛЬНЕЙ СТАНЦИИ СОЙДУ...

Станция Шуя по сценарию находится "где-то в Сибири". Но, как водится, съемки проходили "где-то между Ленинградом и Москвой", а точнее – на Валдае. Отсюда герои уехали еще детьми. Здесь убили мужа героини. Снималась одна из наиболее тяжелых сцен. Мать вспоминает свою молодость, рыдает и просит у детей прощения. Мордюкова перемазывает золой себя и сыновей.

Съемочная группа жила на турбазе в 40 км от места съемок. Обед привозили на автобусе. Один раз в съемочной группе возмутились: "Актеры не будут есть такими грязными вилками".

ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ: Я ВСЕГДА С СОБОЙ БЕРУ....

Перерыв. Оператор "НТВ-Профит", который наблюдал за съемочным процессом, запечатлел камерой уникальный эпизод. Три надежды российского кино – Меньшиков, Машков и Миронов, голосящие вместе: "Я всегда с собой беру видеокамеру-у!" Что ж, сюжет достоин программы Лысенкова.