ФЕДОРИНО ГОРЕ

Журнал "Vogue" №3
2010

Vоgue побывал на "Мосфильме", где Владимир Хотиненко снимает сериал о Ф.М. Достоевском и его женщинах

Посреди улицы останавливается конный экипаж, и моложавый, стройный, усатый Евгений Миронов подсаживает в него маленького мальчика и надувшую губки Чулпан Хаматову. Ямщик взмахивает кнутом, и двуколка бодрой рысью трогается с места, заставляя расступаться прохожих и вызывая в дворняжке приступ заливистого лая. "Собака сыграла лучше всех", – смеется режиссер Владимир Хотиненко.

Дело происходит на "Мосфильме", в декорации под названием "Старая Москва", которую глава киностудии Карен Шахназаров строил семь лет назад для съемок своего фильма "Всадник по имени Смерть". С тех пор мини-городок с кривыми, мощенными булыжником улицами, невысокими деревянными домами и церковью послужил еще дюжине других режиссеров. В телефильме "Достоевский", который Владимир Хотиненко снимает по заказу канала "Россия 1", декорация "Старая Москва" играет роль провинциального Семипалатинска. Отсюда 38-летний Федор Михайлович, недавно освобожденный от каторги, увозит в Петербург свою первую жену Марию Дмитриевну Исаеву и ее сына от предыдущего брака.

— Она застала самый прекрасный его возраст, – говорит о своей героине Чулпан Хаматова. – Он был молод, полон надежд и к тому же поселе каторги изголодался по мелодраматическим отношениям. Он хотел ее осчастливить, но у него ничего не вышло. Мария Дмитриевна была очень обидчива, неврастенична, к тому же болела чахоткой. Она, конечно, основательно попортила ему кровь.

Евгений Миронов, который только что зашел в гримерную и поцеловал Чулпан в макушку, жаловаться на капризы ее героини не намерен. Актер вообще не хочет говорить о Достоевском до конца съемок, потому что боится "расплескать, разболтать что-то важное про эту роль – то, что сейчас копится в груди".

Накопить Евгению надо немало: телефильм "Достоевский", сценарий которого написал Эдуард Володарский, охватывает тридцать лет из жизни Федора Михайловича. Начинается все судом над петрашевцами, а заканчивается работой над романом "Братья Карамазовы".

— Меня интересуют факты, которые изображают Федора Михайловича живым человеком, – объясняет режиссер Владимир Хотиненко. – Я не хочу, чтобы он был похож на памятник. Мне интересны его слабости, увлечения – все то, что сближает его с нами. Уверен, что от такого сравнения с простыми смертными его величие только вырастет.

О слабостях Достоевского, в частности, страсти к рулетке, все наслышаны. Про его увлечения известно меньше, и создатели сериала собираются уделить возлюбленным писателя особое внимание.

Сцену объяснения героя с эмансипированной студенткой Аполлинарией Сусловой снимали в спальне шикарного, но недостроенного особняка на Рублевке. По сюжету дело происходит в Париже, куда немолодой уже Достоевский приезжает на свидание к 21-летней красавице и, естественно, застает ее с любовником.

Миронова не узнать. От молодого джентльмена, каким он был в сцене с Хаматовой, не осталось и следа. У него теперь усталые глаза, огромный лоб, хриплый голос и руки, всегда заложенные за спину. Садясь, актер машинально закидывает ногу на ногу и обхватывает колено руками – точь-в-точь как памятник возле Ленинки.

Зато в душе Достоевский по-прежнему пылок. "Господи, зачем я несся в этот проклятый Париж?! – меряя шагами комнату, сокрушается обманутый писатель. – Все так страшно рухнуло..." Через минуту, пытаясь выяснить имя соперника, он толкает изменницу на кровать и вдруг замирает. "У меня на спине что-то трещит по полной программе", – говорит Миронов. От резкого движения лопнул шов на сюртуке. Пока костюмер прямо на Евгении зашивает дыру, молодой актрисе Ольге Смирновой поправляют грим. "Не надо ее слишком красить, – командует Хотиненко. – А то будет как новенькая, а у нас тут уже столько всего произошло. Оставьте глаза красные. Да-да, такая крольчатинка!"

— Хорошая роль, –
сквозь слезы улыбается актриса. Это не сладкая романтическая героиня, а прирожденная соблазнительница. Она берет Достоевского с потрохами и крутит им, как ребенком.

В личной жизни Федора Михайловича будут и счастливые годы. Брак со стенографисткой Анной Сниткиной окажется удачным. Но до сцен семейного благоденствия съемочной группе телефильма еще надо дожить.