ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ ОСВОИЛ ПОРОКИ ГЕНИЯ

Газета "Уральский рабочий"
27.05.2010
Валерия Хващевская

Для того, чтобы достоверно сыграть Достоевского, актер "испортил" свой голос и научился играть в рулетку

На киностудии "Мосфильм" режиссер Владимир Хотиненко снимает ключевые сцены многосерийного фильма "Достоевский". Главную роль доверили Евгению Миронову. Кроме него, в картине заняты Чулпан Хаматова, Дмитрий Певцов, Владимир Симонов, Дарья Мороз, Лиза Арзамасова, Валентина Талызина и другие известные актеры и актрисы.

Работа над 8-серийным фильмом, который вместит в себя 20 лет бурной жизни гения русской литературы, идет с осени прошлого года. За это время съемочная группа побывала в злачных местах Германии и квартире-музее писателя в Петербурге. А сейчас съемки идут в мосфильмовском комплексе "Старая Москва", где воссозданы в натуральную величину целые улицы российской столицы XIX века – с жилыми и казенными домами, трактирами, магазинами, брусчаткой мостовых и уличными фонарями.

После долгих переговоров нам разрешили поприсутствовать на съемочной площадке и посмотреть, как рождается кино.

Явление героя

Сегодня снимают эпизод, в котором Федор Достоевский в трактире случайно слышит разговор двух студентов, один из которых делится с другом идеей убить старуху-процентщицу – из этого подслушанного разговора родится идея романа "Преступление и наказание". До начала съемок еще есть время, и занятые в эпизоде актеры прогуливаются "по улочкам старинной Москвы". Все они уже в гриме и одеты в костюмы, принадлежащие людям разных сословий: на ком-то – фрак, а кто-то – в потрепанном кафтане... Рядом с ними и в обстановке "Старой Москвы" ощущаешь себя немного "в прошедшем времени". Впрочем, эта иллюзия тут же разрушается, когда у кого-то из актеров в кармане кафтана начинает трезвонить мобильный телефон. А другой достает из кармана цифровой фотоаппарат-"мыльницу" и просит снять его "для истории".

И тут наше внимание привлекает появившаяся из-за угла фигура: бородатый мужчина в черном фраке идет, ссутулившись, не обращая ни на кого внимания. Он подходит ближе, садится на стульчик и поднимает голову, и мы тотчас понимаем, что это – Федор Достоевский. А точнее – исполнитель этой роли Евгений Миронов.

— Надо же – мы его даже не сразу узнали, – делимся мы своим удивлением с режиссером.

— Сегодня Женя еще узнаваем – он играет Достоевского среднего возраста, – говорит нам Владимир Хотиненко. – Вы его пожилым не видели – удивились бы еще больше!

Раскольников в трактире

С ярко освещенной солнцем улицы заходим в трактир. Здесь полумрак, и глазам нужно какое-то время, чтобы привыкнуть и разглядеть обстановку. Надо сказать, что мы немного разочарованы: "настоящий" трактир XIX века мало отличается от стилизованного под старину современного кабака: такие же грубые дубовые столы, лавки, барная стойка с разнокалиберными бутылками... Один из ассистентов режиссера напускает специальный дым: в помещении должно быть "накурено"... Все занимают свои места, и Владимир Хотиненко командует:

— Мотор!

За одним из столиков два студента (их играют молодые актеры Андрей Феськов и Александр Новин) обсуждают предстоящее убийство. К ним подсаживается Достоевский и начинает вести с ними беседу. При этом говорит он непривычно хриплым, неузнаваемым голосом. Как оказалось, это неспроста: в воспоминаниях о писателе говорится, что у него был глухой голос, поскольку после каторги у него болели легкие.

— Не знаю, как долго Жене пришлось репетировать, чтобы достичь этого эффекта, – расскажет нам чуть позже, во время небольшого перерыва Хотиненко. – Но ему удается все время держать такой голос. Это высший пилотаж! Чулпан Хаматова нам рассказала смешную историю: у них был спектакль "Рассказы Шукшина", где они играют вместе. Миронов вышел на сцену – и стал говорить голосом Достоевского...

Сыграть Достоевского

Как оказалось, Евгений Миронов был утвержден не сразу – на роль Федора Достоевского пробовались и другие актеры.

— Кто это был – я вам не скажу, это не в моих правилах. Но причины объяснить могу, – сказал нам Владимир Хотиненко. – Первая – я сам не знал, каким должен быть Достоевский. Вторая – мне хотелось, чтобы он воспринимался как близкий нам человек, чтобы он был в какой-то степени современным. И вот такого актера я искал. Но когда появился Женя Миронов, то все сразу встало на свои места: я увидел, что это и есть тот самый Достоевский, которого я искал.

Сам Миронов считает, что играть великого русского писателя – это большая честь для любого актера. И вместе с тем – большая ответственность.

— Но мне здесь немного повезло: я уже имел дело с произведениями Федора Михайловича – играл князя Мышкина в фильме "Идиот", Ивана Карамазова – в спектакле "Карамазовы И АД", – рассказал нам Евгений Миронов. – Но то было немного другое. Хотя произведения, конечно, в какой-то мере отражают внутренний мир писателя, его нравственные установки. Достоевский же часто наделял героев своими собственными мыслями и эмоциями. Поэтому я перечитал заново его книги. А теперь мне нужно постараться передать, что он чувствовал сам, каким он видел мир... Ну, и, конечно, просматриваю исторические документы, его письма, воспоминаниям его современников... Все это помогает почувствовать дух той эпохи, ту атмосферу, в которой он жил и творил...

Урок порока

Во время съемок в Германии Владимир Хотиненко заманил Евгения Миронова в настоящее казино. Вот как рассказал об этом сам режиссер:

— Мы снимали в Висбадене и Банден-Бадене, и я спросил у Жени: "Ты играл когда-нибудь в казино?" Он ответил: "Нет!" Я ему говорю: "Давай сходим!" Мы с ним разменяли немного денег – и отправились в игорный дом. И выиграли – ведь новичкам всегда везет! Но для нас это было не главное. Мы с Женей понаблюдали за публикой, как она себя ведет. Постарались запомнить саму атмосферу игорного заведения, где бушуют страсти. И эти наблюдения пригодились нам, когда мы начали снимать свои эпизоды в казино. Для фильма это очень важные сцены, они показывают, насколько болезненным было пристрастие Достоевского к азартным играм. Это была настоящая страсть, которая приносила ему невероятные страдания и которую он, в конце концов, самостоятельно победил...

За Перова будет Петров

— Есть известный портрет Федора Достоевского работы Василия Перова, – рассказывает Владимир Хотиненко. – Мы решили вставить в фильм эпизод, как Перов пишет этот портрет. Но когда актер делает вид, что рисует – это сразу видно. А мы хотели, чтобы у нас все выглядело по-настоящему. И тогда на роль Перова я пригласил моего друга – известного оскароносного аниматора Сашу Петрова (в 2000 году Александр получил "Оскар" за мультипликационный фильм "Старик и море" – Прим. автора). И он прямо в кадре написал в перовском стиле портрет Жени Миронова в образе Достоевского. Очень здорово получилось!

Кстати, один из первых анимационных фильмов Александра Петрова создан по рассказу Достоевского "Сон смешного человека". Ой, мамочки!

Первую жену Достоевского Марию Дмитриевну Исаеву играет Чулпан Хаматова.

— Роль Марии Исаевой – очень сложная, она была вздорной женщиной, но не лишенной своей особой привлекательности, – говорит Хотиненко. – Тут нужна была очень тонкая актриса, которая смогла бы правильно передать характер первой жены писателя. Мы тоже долго выбирали актрису на эту роль, и Чулпан показалась нам наиболее убедительной...

Не остановило режиссера даже то, что на момент начала съемок фильма "Достоевский" Хаматова уже была беременна. Костюмеры старались подбирать актрисе одежду так, чтобы не было видно живота, не применяли жестких корсетов, которые могли травмировать маму и ее будущую третью дочь (кстати, у актрисы есть две дочери Арина и Ася от двух предыдущих браков).

Первыми о том, что Чулпан Хаматова родила, узнали на съемочной площадке фильма "Достоевский". Все члены группы поспешили позвонить актрисе в роддом и поздравить с появлением малышки.

Беременность и роды Хаматовой заставили внести поправки в график работы над фильмом. Съемки в Санкт-Петербурге, которые были запланированы в мае, перенесены на июнь – все надеются, что к этому времени Чулпан войдет в форму и сможет присутствовать на съемочной площадке.