ИГРОК, ЛЮБОВНИК, ПОЛИТИК

Газета "Известия – Неделя"
09.02.2010
Анна Федина

Владимир Хотиненко снимает сериал о жизни Достоевского

Роскошный особняк на Рублевке: стены из красного кирпича, стрельчатые окна, витые лестницы, чугунные перила, лепнина на стенах. Отделка дома еще не закончена, хозяева в нем пока не живут, зато киношникам здесь вполне уютно. На четырех этажах нашлось место для кухни, костюмерной, гримерных... Режиссер Владимир Хотиненко своим штабом сделал библиотеку, а основное действие происходит в спальне, изображающей парижскую квартиру.

Здесь молодую актрису из Екатеринбурга Ольгу Смирнову обнимает длинноволосый красавец Денис Аларкон-Рамирес. По профессии он оператор, но в сериале "Достоевский" согласился сыграть небольшую роль испанского ловеласа, вскружившего голову Аполлинарии Сусловой – эмансипированной студентки, в которую был страстно влюблен немолодой уже Достоевский.

Прижавшихся друг к другу любовников писатель застает с поличным и учиняет растерявшейся девушке ревнивый допрос.

Режиссер и актеры готовы к съемке, но оператор просит сделать еще один репетиционный дубль. "Здравствуйте, Полина. Кто этот голый человек?" – позволяет себе пошутить Евгений Миронов, но даже в этот момент не меняет выражения лица, встревоженного, растерянного и расстроенного. Актер, которому предстоит сыграть Достоевского на протяжении почти всей жизни, похоже, вообще не выходит из образа. Даже вне кадра он ходит, заложив руки за сутулую спину, а садясь, обхватывает колено. Голос у бывшего каторжника хриплый, а огромный лоб пересекают морщины.

— Господи, зачем я несся в этот проклятый Париж?! – у чуть не плачущего Миронова проявляются сухоруковские интонации. – Все так страшно, все так рухнуло!

Хотиненко дублем доволен, но актер просит еще одну попытку и на этот раз проговаривает весь монолог так, как будто Достоевский от отчаяния потерял дар речи.

— Страдивари, Гварнери! Неожиданный, но очень хороший вариант, – режиссер не скупится на похвалы Евгению и сразу дает советы Ольге: – Эмоции должны быть чуть-чуть детские. В ней стервозность сочетается с инфантилизмом, и ее крик "я убью!" звучит не страшно, а трогательно.

— Да, – понимающе кивает актриса. – Мы с Женей уже обсудили, что я с ним разговариваю, как капризная дочка с отцом.

— Вот-вот, – одобряет Хотиненко. – Тебе сейчас все равно с кем разговаривать, обычная женская истерика.

Очередной дубль. Миронов с мольбой в голосе спрашивает обидевшуюся девушку: "Ты его любишь, да, Нюта?" На площадке взрываются от смеха: "Ха-ха-ха. Нюта... Проговорился! У тебя тут любовница Полина, а ты о жене вспоминаешь!"

Вторая жена Достоевского Анна Сниткина, с которой писатель познакомился уже после романа с Аполлинарией Сусловой (ее играет молодая актриса "Ленкома" Алла Юганова), родила Федору Михайловичу четверых детей и создала идеальную атмосферу для творчества, которому до этого мешали то каторга, то брак с истеричной Марией Исаевой (ее играет Чулпан Хаматова), то мимолетные, но опустошительные романы, то привязанность к рулетке.

Впрочем, в сериале нашлось место не только альковным историям.

РЕЖИССЕР ВЛАДИМИР ХОТИНЕНКО: МЫ НЕ СОБИРАЕМСЯ ДЕЛАТЬ ИЗ ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА КАЗАНОВУ

— Помимо грядущего юбилея, в чем для Вас актуальность Достоевского?

— У него очень интересная биография, в которой есть все составляющие, привлекающие зрителя: любовь, деньги, политика, творчество, потери. К тому же это еще и очень полезная история. Достоевский показывает нам потрясающий пример человеческого мужества. А кроме того, он очень многое может объяснить про Россию. В нашу ментальность на Западе обычно не врубаются, а в Достоевского врубились. Для них он – главный русский писатель. Значит, есть в нем некая универсальность.

— Под каким углом Вы отбираете факты для своего фильма?

— Меня интересуют те факты, которые изображают Федора Михайловича живым человеком. Я не хочу, чтобы он был похож на памятник. Мне важны его слабости, увлечения – все то, что сближает его с нами. И то, как он играл и проигрывался, и какие писал письма жене, и как уничижался. Это уже совсем не тот Достоевский со знаменитого портрета Перова, хотя такого писателя мы тоже покажем. В фильме будет эпизод, когда Перов в исполнении замечательного художника Александра Петрова, который оказался удивительно похож на своего героя, пишет этот портрет.

— Какую роль в сериале Вы отводите женщинам?

— Большую. У Достоевского было три женщины, не считая легких увлечений – Александры Шуберт, например. Ловеласом он не был, но был нормальным мужчиной, но про эту сторону жизни писателя известно очень мало. Мы постараемся восполнить этот пробел в массовом сознании. Что вовсе не означает, что мы собираемся сделать из Достоевского Казанову.

— Никаких скандальных подробностей?

— Смотря что под этим подразумевать. Вся жизнь Достоевского – это роман, она была не менее интересна, чем его книги. В его биографии много сенсационного даже без натуги и желтизны. Вряд ли станет сенсацией его любовь к рулетке, про это и так все знают. Зато мало кто знает, что в него в 13 лет была влюблена Софья Корвин-Круковская, будущая Ковалевская. Она испытывала к нему очень трогательные чувства и оставила замечательные, может быть, самые объективные о нем воспоминания. Можно сказать, что это в некотором роде сенсация.

— Вы тоже сочиняете жизнь Достоевского как роман?

— Ну как... Конечно, в основе написанного Эдуардом Володарским сценария лежат реальные факты, но кое-что придумано. Например, момент, когда после большого выигрыша он уехал в Париж к Аполлинарии Сусловой и по дороге заехал в Висбаден. Там стал играть, половину из 10 тысяч флоринов проиграл, но – редкий случай – удержался, чтобы приехать к любимой с деньгами. И вот сидит он утром на Ратушной площади, карманы у него набиты золотом, одна монетка выпадает, и он оставляет ее в скамейке на счастье. А когда спустя шесть лет он вдрызг проигрался, то, сидя на той же лавочке, вдруг вспомнил про тот золотой. И нашел его! А когда он проиграл и эту монету, то бросил играть. Это придуманный момент, но он укладывается в логику биографии Достоевского...

АКТРИСА ЧУЛПАН ХАМАТОВА: МОЯ ГЕРОИНЯ ГОДАМИ ИСПЫТЫВАЛА МУЖА НА ПРОЧНОСТЬ

— Ни у одного писателя в России не было такой сладкой жизни, чтобы он мог целиком сконцентрироваться на творчестве. Я для своей героини определила функцию помехи, человека, который отвлекает Достоевского от подлинного дела его жизни, требует к себе огромного внимания. Моя Мария Дмитриевна очень обидчива, неврастенична, к тому же болеет чахоткой и делает все возможное, чтобы мужу жизнь медом не казалась. Хотя, конечно, у нее это выходит неосознанно.

Счастливая семейная жизнь у него будет позже, со второй женой – Сниткиной. А моя героиня попортила ему кровь основательно, годами испытывая его на прочность. Хотя она застала самую прекрасную его фазу: он познакомился с ней на каторге, у него давно не было женщин, и он изголодался по лирико-мелодраматическим отношениям. Он отдал ей все свое сердце. Перевез ее из сибирской дыры, города Семипалатинска, в Петербург с надеждой осчастливить. Просто в силу ее характера у него ничего не получилось. В начале их отношений он был еще полон надежд, а расстался с ней уже другим человеком. Ему многое пришлось переосмыслить. И Женя Миронов это, конечно, потрясающе играет.