МИРОНОВ ЗАГОВОРИЛ, КАК ДОСТОЕВСКИЙ

Газета "Московский комсомолец"
26.11.2009

На "Мосфильме" началась работа над многосерийным телевизионным фильмом "Достоевский". Историю необычной жизни знаменитого русского писателя зрителям расскажут режиссер Владимир Хотиненко и артисты Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Миронов играет писателя. Хаматова – его супругу. На один из первых съемочных дней масштабного проекта отправился репортер "МК".

Владимир Хотиненко – очень необычный режиссер. На площадке, где он снимает, – весело и дышится легко. Но при команде "Мотор!" воцаряется такая тишина, что слышишь стук своего собственного сердца.

Посреди гигантского павильона выстроены декорации квартиры Достоевского. Антикварная мебель, канделябры, картины, мощные письменные столы, гигантские напольные часы. Кинокамера и осветительные приборы смотрятся на их фоне как-то странно не к месту.

— Владимир Иванович, а лампадка должна гореть? – уточняет у режиссера помощница, вглядываясь в экран монитора.

— Лампадка должна гореть всегда! – с улыбкой отвечает Хотиненко.

— Ой, а у нас в прошлом дубле не горела... Смертельно?

— Не горела? Хм... Ну... ладно. Не смертельно!

Вообще складывается ощущение, что режиссер просчитывает каждый кадр до мелочей.

— Почему эти иконки стоят на столе? – хмурится Владимир Иванович. – Они должны стоять в красном углу, за лампадкой.

Режиссер переносит иконы на новое место и ловит панический ужас в глазах оператора: ведь ломается композиция частично отснятой уже сцены.

— Ничего, ничего, – успокаивает режиссер. – Ответственность за это я беру на себя.

Из-за угла начинает валить дым – специальная машина создает в комнате "атмосферу". Процедура называется "грунтовка кадра".

— Я хочу рассказать зрителям очень интересную историю жизни Федора Михайловича Достоевского; рассказать так, чтобы это было интересно достаточно широкому кругу зрителя, – объясняет мне Хотиненко, пока кадр "доводят до ума". – Для подростков специально "омолаживать" фильм не будем. Мне кажется, у Достоевского была такая харизма, что личность писателя будет интересна любому зрителю. Всего будет восемь серий – очень мало, на мой взгляд, ведь нужно целую жизнь в них впихнуть, да еще такого человека! Поэтому для меня главное – не стараться объять необъятное, а выделять ключевые моменты, которые с точки зрения автора сценария Эдуарда Володарского и актеров являются определяющими в творчестве писателя. А диапазон жизненных оттенков у Федора Михайловича был невероятным. Он мог вдохновенно описывать фасон платья своей жене Анне Григорьевне, был азартным игроком, имел совершенно замечательное чувство юмора. В фильме есть сцена, когда чета Достоевских находится в Женеве. У него – ни копейки за душой. И тем не менее супруги стоят у витрины шикарного ювелирного магазина и выбирают, какие драгоценности он купит ей, когда разбогатеет...

...На площадке появляется Евгений Миронов. Он уже в гриме, поэтому сразу его сложно узнать. Первая же репетиция только добавляет иллюзорности – у актера появился совершенно неузнаваемый старческий с хрипотцой акцент.

— Этот акцент – исключительная заслуга Женечки, – говорит Хотиненко. – В воспоминаниях о писателе указывается, что у него был глухой голос, после каторги у него болели легкие. Но этот вроде бы глухой голос был очень хорошо слышен, ведь он читал и на тысячной аудитории. Женя нашел этот голос, буквально "сел" на него.