КАК МИРОНОВ ЛЬВА УКРОЩАЛ

vokrug.tv
22.09.2010
Илона Егиазарова

Вокруг ТВ уже подробно рассказывал о проекте "Охотники за бриллиантами", сопродюсером которого выступает актер Евгений Миронов, а режиссером – Александр Котт. Напомним, эта история – об эпохе 70-80-х. У власти – "наш дорогой Леонид Ильич Брежнев", на дворе самый что ни на есть застой. Однако есть люди в СССР, чья жизнь наполнена опасными авантюрами и приключениями. Один из таких – Борис Буряце (его играет Евгений Миронов). Цыган, певец, любовник Галины Брежневой, он помимо всего прочего еще и бриллиантовый аферист – проворачивает грандиозные махинации, не чурается ни грабежей, ни краж... С кражи одной уникальной вещицы – броши "Бурбонская лилия", коей владела вдова писателя Алексея Толстого, и начинается поединок следователя Шахова и Бориса Буряце. Кто кого? Упертый правильный мент, для которого, как и для Глеба Жеглова, важно, чтобы "вор сидел в тюрьме", – или Буряце, для которого вся жизнь – игра?

В реальной жизни человека, "похожего на Бориса Буряце", звали Борис Буряца. Однако создатели сериала решили обойтись без прямых параллелей – мало ли как к этому отнесутся наследники? О реальном Буряца известно очень мало – и то в основном со слов писателя Роя Медведева: был солистом Большого театра, пару лет ходил в любовниках Галины Брежневой, подозревался в кражах драгоценностей у вдовы Толстого, дрессировщицы Бугримовой. Был посажен в тюрьму, где скончался при загадочных обстоятельствах...

ДЯДЯ, ДАЙ ПЕТУШКА

Как известно, Галина Брежнева любила цирк и даже одно время была замужем за иллюзионистом Игорем Кио. Обойти вниманием это пристрастие первой дочери государства сценаристы сериала не могли. Именно поэтому сегодняшние съемки проходят в Цирке на проспекте Вернадского.

Запах сшибает с ног: животных, конечно, есть за что любить, но ароматы... Белый пудель, встав на задние лапки, приветствует каждого проходящего мимо малой арены. Неподалеку клетка с угрожающей надписью: "Осторожно – хищники!". Пока пустая. Киношников в цирк пустили всего на один день: как хотите укладывайтесь в регламент – в цирке полным ходом идут репетиции новой программы, так что не до гостей...

У съемочной группы тоже сегодня нервы сдают: снимать придется Евгения Миронова в прямом контакте со львом! Все вокруг ходят на цыпочках, говорят тихо и сочувствуют Миронову. Впрочем, пока идут съемки эпизодов Алексея Серебрякова. По сюжету его герой – следователь Шахов – приходит в цирк с сыном, чтобы понаблюдать за Галиной Леонидовной и Буряце – завсегдатаями главной ложи.

...Серебрякову явно скучно. Он должен сидеть с сериальным сыном среди других папаш-мамаш с детьми и равнодушно взирать на арену. Потом его героя начинает клонить в сон, и он даже на секунду заваливается на плечо ребенку.

Ребенок при этом, наоборот, активен, подвижен и вертляв. Его одели в школьную синюю форму с ярлыком на рукаве, какую носили мальчики в 80-х. Мальчик натурально играет восхищение и смотрит ввысь на несуществующих акробатов (их потом подснимут отдельно и вставят в фильм). И тут взгляд мальчугана падает на девочку в соседнем кресле. Девочка усердно сосет леденец на палочке в виде петушка.

"Я тоже хочу!" – не по сценарию говорит мальчик Серебрякову. И Серебряков, прервав съемку, обращается к реквизиторам: "Дайте ему тоже петушка". Реквизиторы, которые в это время разрезают специально сделанные цирковые афиши – точные копии 80-х, бессильно разводят руками: "Больше нет..." Какая-то сердобольная тетенька из массовки протягивает ребенку шоколадный батончик. Мальчик молча отвергает предложение и стоически доигрывает свою сцену.

МАША, БРОВИ ПРИЧЕШИ!

...Перерыв. Серебряков бродит вдоль проходов, меланхолично трогает перила и вдруг восклицает:

— Безобразие! Открытый патрон в цирке! А вдруг ребенок палец туда засунет?

В главную ложу в это время направляют пучок света. И вот входят Галина Брежнева и Борис Буряце.

Серебряков кричит: "Маша, брови причеши!" – и получает в ответ громовой раскат: "Вот я спущусь – задам тебе!", потом быстренько отыгрывает свою реакцию и уходит спать в гелендваген.

А гостям ложи еще придется потрудиться. Евгений Миронов – в кримпленовых светлых клешах, оранжевой водолазке и парчовом пиджаке выглядит как... павлин. А его спутница... актриса Мария Аронова, которой Серебряков предлагал "причесать брови", – просто вылитая Галина Брежнева. Пышная прическа, розовый веер, обилие драгоценностей, широкая улыбка... Да и с фирменными брежневскими бровями – полный порядок. Мария входит в ложу, рассекая воздух внушительным бюстом, по-королевски сбрасывает с себя пиджак, Миронов в образе Буряце угодливо его подхватывает. Садятся в ложу, восхищенно таращатся на арену, потом Миронов томно шепчет что-то на ушко своей даме – и та, сделав величественный взмах рукой, разрешает ему выйти...

Казалось бы, эпизод, секунды – а мельчайшие детали взаимоотношений проработаны тщательно: его зависимость, ее величие и одновременно кошачья влюбленность...

Мария Аронова ездит на съемки из загородного дома, после смены мчится в театр на репетиции. Пробки, нагрузки – а она ни разу еще никуда не опоздала. В своей роли Мария купается.

— Накануне мы снимали сцену в посольстве, – рассказывает второй режиссер Лолита Левченко. – По сюжету Галина загодя узнавала из отцовских источников о грядущем подорожании на золото и бриллианты, ходила в ювелирторги, скупала драгоценности по старым ценам, а потом продавала их великосветскому окружению уже по новым расценкам. Разницу, конечно, оставляла себе и подельникам. Так вот: мы снимали сцену в посольстве, где собираются все сливки общества в свежекупленных "Галиных бриллиантах"...

— Галина появляется на рауте с Буряце, крепко выпивает, ссорится с ним, забирается на стол, устраивает там танцы (это реальная история, не вымышленная!), а потом в слезах выбегает прочь... Вы бы видели,
– продолжает Лолита, – с каким надрывом сыграла эту сложную сцену Мария Аронова! Сколько бабьей тоски в ней было! Вся съемочная группа утирала слезы и сочувствовала героине.

Тепло отзывается о собственном образе и сама Мария Аронова:

— Осуждать людей вообще неправильно. А осуждать Галину Леонидовну может лишь тот, кто справился с той ношей, с которой не справилась она. То, что было возложено на ее плечи – врагу не пожелаешь! Страшная судьба! Человеку пришлось нести ответственность и расплачиваться за отца. Она была бесконечно доброй, отзывчивой и очень несчастной женщиной. Мир готова была подарить человеку, который ее полюбит. Но такого так и не встретила. Что ее удерживало подле Бориса? Ну, как... Он – красивый, талантливый. Конечно, она понимала, что он ее использует, но ей не было до этого дела. То ужасное отношение, которое Борис к ней проявил, она, конечно, не заслужила...

— Мария, Вы очень похожи на Галину Леонидовну. Это – сложный грим?

— У нас такая потрясающая команда, что все – режиссер, оператор, гример, костюмер – заставляют меня поверить в то, что я – Галина. И я верю!

— Галина была жуткой модницей. Вам нравятся наряды, в которые Вас одевают?

— Краше я только в "Мадмуазели Нитуш"!


О СУМАСШЕДШИХ СТРАУСАХ, ПАВЛИНАХ И СИНЕЙ КУРИЦЕ

— А это я посоветовал режиссеру взять Машу на роль Галины, чем горжусь, – рассказывает Евгений Миронов. – На мой взгляд, Маша, конечно, больше на Леонида Ильича похожа, – хохочет актер и сопродюсер, – но и с дочкой сходство, несомненно, есть. Главным образом в том, что Маша внутренне такой же бесшабашный и независимый человек.

Евгений Миронов в перерыве ходит в бигудях – парик постоянно приходится подвивать для цыганских кудрей.

— Евгений, что чувствуете перед сценой со львом?

— Меня все вокруг терзали вопросами: застраховал ли я жизнь – пришлось в самом деле пойти и застраховаться. Что чувствую? Даже не знаю, как сформулировать... На днях приезжал знакомиться со львом. Захожу в вольер – а там их 8 бродит, и все так вопросительно, не мигая, на меня уставились. Я со "своим" Цезарем поздоровался – и тут из-за его спины поднимается зверюга в два раза больше, чем Цезарь, – жена его... Вот ее взгляд ничего хорошего не предвещал. У меня температура, наверное, до 46 поднялась, такой адреналиновый выплеск был!

— А вообще как к цирку относитесь?

— У меня сестра – профессиональная балерина, мне кажется, труд балетных сродни цирковому – такой же рабский. Они сумасшедшие трудоголики. Вот я здесь бродил в кулуарах. Вдруг вижу, страус бежит с прицепленной повозкой. Выражение глаз у страуса – совершенно безумное: "Где я? Почему не в Австралии?" – читалось, а все равно делал все, что ему приказывал дрессировщик. Здесь дрессировщики работают, пуская в ход ласку. Но знаю, есть и такие, которые применяют силу, играют на боли... Поэтому мое отношение к цирку двоякое.

— Ваш герой...

— ...Оправдать его сложно. Альфонс, делец, циник, который использовал всех без исключения женщин в своих интересах. Знаю таких мужчин в жизни – их трудно уважать. И все-таки мне хочется разрушить прямолинейную схему в отношении характеров Буряце и Галины, успеть сыграть судьбу, вызвать у зрителя эмоцию... Финал у Буряце страшный: на рудниках он встретится со следователем Шаховым, и майор отметит, как павлин превратился в... синюю курицу...


ЦЕЗАРЬ, ДАЙ ЛАПУ!

Миронова зовут на площадку. Вот она – долгожданная сцена со львом. Льва вывозят в клетке. Он спокоен и умиротворен: специалисты говорят, что отснять его надо аккурат до 18.00 – зверь недавно поел, его клонит в сон. После 18.00 ему уже захочется резвиться... Роль дрессировщицы Ибрагимовой (прототип знаменитой Ирины Бугримовой) доверено исполнить реальной укротительнице Карине Багдасаровой.

Карина – конечно, ас своего дела, но даже она немного волнуется: она-то работает не со львами, а с тиграми, своего льва ей предоставил дрессировщик Влад Гончаров, который дежурит неподалеку. Кроме всего прочего, есть и зловещее совпадение: льва зовут Цезарем, а несколько лет назад тигр с такой кличкой едва не разорвал брата Карины Артура во время представления, Карине пришлось отбивать Артура от обезумевшего зверя тонюсенькой палочкой.

Багдасаровой сделали броский грим, надели бархатный камзольчик, завили волосы.

— Чувствуете сходство с Бугримовой? – интересуюсь у Карины.

— Нет, внешнего сходства нет, а вот внутренне все мы – укротительницы – одним миром мазаны, есть в нас секретный стержень. Я ведь знала Ирину Бугримову и даже считаю ее своей крестной матерью в профессии. Ирина Николаевна была в составе комиссии, принимавшей цирковые номера. Мой папа (знаменитый укротитель Михаил Багдасаров – И.Е. ) поставил тогда номер на меня, это был мой дебют на арене. И Ирина Николаевна, посмотрев, сказала: "Девочка, я в тебя верю, у тебя большое будущее". А незадолго до своей смерти она мне приснилась. Пришла и говорит: "Девочка, я решила все свои бриллианты отдать тебе".

— Вы слышали все эти истории о ее несметных сокровищах, о том, что она прятала бриллианты в гривах львов?

— Да, цирковые рассказывали, что она провозила бриллианты из-за границы, минуя таможню, – прятала их в клетках со львами. В это я верю. А вот с гривами – вранье! Ну, тряхнет лев гривой – и пропали твои миллионы. Уж лучше завернуть бриллиант в кусок мяса и дать зверю проглотить – так надежнее провезти...

— Сами-то как к бриллиантам относитесь?

— Я женщина, да к тому же восточная! Лукавят те, кто говорит, что равнодушны к бриллиантам. Я люблю их сияние...


Карине пора в кадр. Она садится на корточки, лев раскидывается у ее ног и лениво машет хвостом. Миронов, прижимаясь к стене, мелкими шажками направляется к ним. Протягивает фото человека, который передаст Ибрагимовой очередную порцию драгоценностей, и собирается уже убегать... И тут Карина в роли Ибрагимовой надменно поднимает бровь:

— Боишься? А может, хочешь погладить?

Борис Буряце тут же вспыхивает: вызов? Извольте.

Миронов начинает гладить льва – за ногу. Лев предупредительно дважды ударяет Евгения по руке. Карина инстинктивно подается вперед, прикрывая Миронова собой. Дрессировщик Цезаря тоже напрягается и незаметно подкидывает своему питомцу мясо – чтобы отвлекся. А Миронов, вдруг раздухарившись, хватает одной рукой Ибраимову в объятия и страстно целует, другой рукой продолжая поглаживать льва... Такой у Буряце характер!

Эту сцену приходится отыграть три раза – каждый раз получается по-разному. В одном из дублей лев даже перекатывается со спины, подставив Миронову свое пузо...

— Все, пора завершать, – говорит дрессировщик Горячев. Скоро 18.00... Цезарь и впрямь на глазах преображается, его взгляд из рассеянно-задумчивого становится цепким и конкретным, он внимательно разглядывает каждую деталь на съемочной площадке, каждое лицо, и вся его морда выражает одно: "Чего бы такого натворить?"

Расшалившегося Цезаря Горячев легко "упаковывает" в клетку: Влад – единственный тут человек, на которого лев смотрит с обожанием... Карина облегченно вздыхает. А Евгений Миронов... Актер выбегает на улицу – покурить. Нервно затягиваясь, восхищается:

— Ну, Карина! Вы видели, как она меня страховала!

Благородный мужчина: о собственном актерском героизме – ни слова!

Из гелендвагена неспешной походкой выходит заспанный Серебряков.

— Ты все пропустил! – интригует его Миронов.

— Как? Уже отсняли льва? А где откусанные руки?

— Это я ему отгрыз пол-лапы,
– устало смеется Миронов...

На сегодня все. Съемки в Москве завершены.

— Дальше группа переезжает в Одессу и Ереван. В Армении будут снимать эпизоды, как Буряце сбывал бриллианты тамошним цеховикам. А в Одессе – одна из ключевых сцен – побег Буряце из-под ареста... – "по секрету" делится Лолита Левченко...

Как видим, сериал обещает быть остросюжетным и динамичным. Дождаться бы премьеры!