ОГОНЬ, ВОДА И СТАЛЬНОЕ ЛЕЗВИЕ

Газета "Известия"
03.10.2006
Игорь Потапов

На съемках сериала "Апостол" Евгений Миронов и Николай Фоменко рисковали жизнью

В обычном московском дворике, где снимался один из ударных эпизодов десятисерийного художественного фильма "Апостол", едва не случилось фатальное ЧП: Евгений Миронов и Николай Фоменко забрались в антикварный "ГАЗ М-1", и вдруг из-под капота посыпались искры и повалил дым (как вскоре выяснилось, загорелась проводка в моторе). На столь эффектное завершение сцены не рассчитывали ни артисты, ни режиссер Геннадий Сидоров.

Сам Сидоров о своем проекте предпочитает в подробностях не распространяться: "Хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах". Однако еще до начала съемок ходили слухи, что этот сериал о борьбе советской и германской разведок в годы Великой Отечественной войны обещает стать ни много ни мало – современной версией знаменитого фильма "Щит и меч". Впрочем, в сюжете этой телекартины можно найти и кое-какие мотивы из "Джентльменов удачи"...

Немцы забрасывают в СССР отряд диверсантов, один из которых попадает в сети НКВД и уже готов согласиться на сотрудничество, но – погибает. Оказывается, тем не менее, что у этого шпиона и вора-рецидивиста есть брат-близнец, скромный учитель сельской школы. Советским спецслужбистам выпадает редкий шанс: подготовить своего агента и забросить его за линию фронта, в цитадель абвера. Для этого Павлу Истомину рисуют воровские наколки, обучают взлому сейфов и даже делают глазную операцию (погибший брат видел отлично, а Павел близорук).

Актеры, задействованные в этом проекте, – лучшие из лучших. Обоих близнецов играет Евгений Миронов , его "ведущим" из НКВД, капитаном Хромовым, стал Николай Фоменко. Истомина-старшего, якобы арестованного в 1929 году (позже Павел неожиданно встретится с ним в Берлине ), играет Андрей Смирнов , а жену Павла Лиду, которой для конспирации сообщили, что ее муж погиб, – Дарья Мороз. Эпизод во дворе приходится примерно на середину картины: Павел уже прошел подготовку, но сбегает от своих опекунов и пробирается к московской квартире, где когда-то жил с родителями. Капитан Хромов едет туда же, чтобы поймать беглеца, но неожиданно сам попадает в засаду.

Подходящий дворик долго искали в Туле и в Серпухове, но в итоге нашли в самой Москве, недалеко от станции метро "Новослободская". Конечно, и тут за шестьдесят лет многое поменялось: на двери – домофон, вокруг – желтые газовые трубы, стоит камере сдвинуться чуть вправо – в кадр попадет решетка автостоянки, чуть влево – пластиковый стеклопакет. Но домофон закрыли, газовые трубы решено было стереть позже при компьютерной обработке изображения, окна заклеили полосками бумаги крест-накрест, на желтые стены повесили плакаты "Защитим родную Москву!" и "Все для фронта! Все для победы!".

Наконец звучит команда "Мотор!", и из мрачной подворотни с надписью "К бомбоубежищу" выезжает черная "эмка". Из нее выбирается осанистый энкавэдэшник Фоменко и решительным шагом идет к двери подъезда, как вдруг из той же двери выходят вполне по-современному одетые мама с ребенком. Фоменко комично разводит руками, помощник режиссера кричит в рацию, чтобы на лестнице в подъезде поставили кого-нибудь из съемочной группы и никого не пропускали. Следующий дубль: Фоменко нормально заходит в дверь, но через пару секунд выходит оттуда с насупленной миной на лице и, вынимая пистолет, с деланным пафосом провозглашает: "Его там нет!". Все смеются – дубль удался, можно звать на площадку Евгения Миронова.

Его герой по сюжету должен затаиться в подъезде, напасть на Фоменко, приставить ему к горлу финку и вместе с ним сесть обратно в машину. Пока осветители меняют свет, а техники укладывают возле автомобиля рельсы для тележки с камерой, актеры тренируются в захватах и парном перемещении по дворику, причем Евгений Миронов вместо ножа использует пальцы правой руки. Когда же решают прорепетировать с настоящим оружием, выясняется, что лезвие острого ножа забыли затупить. Что выливается в новую работу для спецов по реквизиту и новую порцию шуток от неунывающих артистов.

Параллельно решается нешуточный вопрос: что делать шоферу Хромова? По сценарию он просто сидит в машине, но ведь: "не может же он просто сидеть, когда его начальника на перо берут?". Решено: выскочит и схватится за кобуру.

"Мотор!" – Истомин-Миронов выводит свою жертву из подъезда и нежно ведет к машине. Там им предстоит разговор по душам, и коронная фраза Миронова: "Экзамен сдал, товарищ начальник". На что герой Фоменко (перед этим благоразумно отобрав у своего питомца нож) засветит ему под дых со словами: "А я экзамен принял". Сцену удара перфекционисты Миронов и Фоменко тоже репетируют не менее десяти раз, но наконец и она удачно снята. Кстати, сам Николай Фоменко на вопрос о том, хороший его герой или плохой, отвечает серьезно: "В той ситуации нет хороших и плохих. Есть люди, которым надо выполнить определенное задание, и они его выполняют. Иначе, может быть, вся война пошла бы немного по-другому".

Осталось снять самый простой из всех дублей – отъезд "эмки" от подъезда, но тут как раз и случается незапланированная пожарная тревога. Под крики "Горим, братцы!", актеры вываливаются из дымящего автомобиля, огонь быстро гасят подручными средствами и для экономии времени решают не ждать починки старенького "ГАЗ М-1", привязывают его тросом к "Ситроену" и стоически доснимают дубль.

Теперь съемочной группе "Апостола" предстоят продолжительные съемки в павильонах "Мосфильма". А ближе к февралю будущего года группа переедет в пески солнечного Туниса – снимать заключительные эпизоды картины, в которых советский разведчик Истомин, справившись с заданием в Берлине , работает под прикрытием в окрестностях Тегерана.