ПАЛАЧИ И ЖЕРТВЫ

"Российская газета"
31.03.2006
Евгения Тирдатова

В Пушкине, что под Петербургом, заканчиваются съемки фильма "По этапу" (его американское название – "In Tranzit"), которые продолжались пять недель.

Для работы над фильмом, основанным на реальной истории о том, как зимой 1946 года в женский пересыльный лагерь по ошибке привезли группу немецких военнопленных, российская компания "Тема Продакшн" пригласила английского режиссера Тома Робертса, российских сценаристку Наталью Портнову и оператора Сергея Астахова, а также собрала интернациональный состав актеров, включая Джона Малковича.

Том Робертс имеет серьезный опыт работы в кинодокументалистике – он снимал фильмы об иракской войне и Чернобыле, Чечне и ГУЛАГе, так что предмет фильма ему хорошо знаком. Это, надо надеяться, поможет избежать ошибок, естественных в случае, когда иностранный режиссер снимает фильм о российской истории, да еще на английском языке.

Присутствие в проекте таких питерских мастеров, как оператор Сергей Астахов, работавший на многих картинах с Алексеем Балабановым (от "Брата" до "Войны"), и художник-постановщик Владимир Светозаров ("Мастер и Маргарита" Владимира Бортко), позволит обеспечить максимум изобразительной достоверности и передачу атмосферы времени.

Смешанный актерский состав картины иначе как звездным не назовешь. Рядом с крупнейшим американским актером Джоном Малковичем и восходящей голливудской звездой Верой Фармигой работают литовская актриса с международной славой Ингеборга Дапкунайте, крупнейший российский актер Евгений Миронов, молодая звезда английского артхауса Натали Пресс, известные немецкие актеры Томас Кречман (игравший нациста в "Пианисте" Романа Поланского), прославившийся в картине "Гуд бай, Ленин!" Даниэль Брюл и многие другие. ...

Все смешалось в женском пересыльном лагере, где оказались и жертвы, и палачи – с обеих сторон. Например, полковник НКВД Павлов – в этой роли искуснейший, многоликий Джон Малкович, который немало на своем веку переиграл изощренных злодеев. ... Джон Малкович – актер серьезный, основательный. Прежде чем надеть овчинный тулуп и фуражку офицера НКВД, перепоясаться широким кожаным ремнем, он, по его словам, "прочитал несколько книг об этом периоде русской советской истории, например, "Сталинградскую битву" и "Падение Берлина" Энтони Бивера и книгу Волкогонова о Сталине. ...

"Мне хотелось бы снять фильм о несокрушимости человеческого духа. О том, что любовь побеждает все. О том, как маленький человек, сопротивляясь тяжкому гнету обстоятельств, одерживает победу над тоталитаризмом", – говорит режиссер фильма Том Робертс.

Компания "Тема Продакшн", выпустившая, начиная с 2003 года, 12 фильмов, в числе которых "Матч пойнт" Вуди Аллена, активно работает на международном кинорынке. Отвечая на вопрос "РГ" о том, не оттолкнет ли история о нашей жизни, снятая на английском языке, российского зрителя, глава компании "Тема Продакшн" Михаил Дунаев говорит, что ориентирует картину прежде всего на международную аудиторию. Российское кино, к сожалению, несмотря на отдельные достижения, на мировом кинорынке предстает еще если не бедным родственником, то экзотическим существом. Самое важное, по мнению Дунаева – сделать его равноправным участником европейского кинопроцесса. Поэтому компания является сопродюсером фильмов режиссеров такого уровня, как Вуди Аллен или Вернер Херцог, финансируя до 30 процентов их бюджета. Поэтому она делает фильмы о российской истории в форме и на языке, понятных мировому зрителю. Что касается зрителей российских, то, во-первых, в картине "По этапу", он считает, очень силен "русский элемент" (сюжет, актеры, творческая группа), а, во-вторых, в ближайшее время в планах "Темы", которая осенью запускает в Петербурге новую мощную киностудию западного типа, оснащенную новейшими технологиями, начать производство чисто российских картин. Эти фильмы – комедии, мелодрамы с сильным позитивным элементом – будут обращены к самой широкой аудитории.