МАЛКОВИЧ, МИРОНОВ И ДАПКУНАЙТЕ ПОШЛИ ПО ЭТАПУ

rosbalt.ru
18.03.2006
Максим Василенко

Коварный соблазнитель де Вальмон, бывший агент американских спецслужб, который угрожал убить президента США, обводя вокруг пальца самого Клинта Иствуда, таинственный и загадочный Фуше. Он же – Джон Малкович. Теперь он вновь сотрудник спецслужб, но на некоторое время перебрался в СССР и стал русским. Точнее – полковником НКВД образца 1946 года.

Советский солдат Николай, вернувшийся из афганского плена благородным мусульманином Абдуллой, князь Мышкин, политзаключенный математик Глеб Нержин. Он же – Евгений Миронов. Теперь он вновь в лагере, но на этот раз не узник, а контуженый привратник, хотя в прошлом – блестящий советский офицер.

Малкович и Миронов, а также Ингеборга Дапкунайте, ставшая "дьяволом в юбке", встретились на съемочной площадке, чтобы превратить завод "Красный треугольник" под Петербургом 2006 года в перевалочный лагерь под Ленинградом 1946 года. Вместе с рядом замечательных актеров они участвуют в съемках дебютного художественного фильма режиссера-документалиста Тома Робертса "По этапу" (In Tranzit).

Робертс не раз работал в России и уже затрагивал лагерную тему. Он снял документальные фильмы о Чечне, Чернобыле, ГУЛАГе, в том числе – "Поезд смерти" по мотивам книг Василия Гроссмана, Варлама Шаламова, Александра Солженицына и Густава Херлинга. Его первый художественный фильм посвящен вовсе не ужасам и смерти. Это фильм о несокрушимости человеческого духа и о том, что любовь побеждает все.

Сюжет фильма основан на реальных событиях. В пересылочный лагерь под Ленинградом зимой 1946 года по ошибке вместо очередной партии советских "врагов народа" присылают военнопленных немецких солдат. Команда лагеря практически полностью состоит из женщин, озлобленных войной и блокадой, потерявших родственников и близких. В их власти оказываются те, кого они должны считать врагами своей страны. В то же время перед ними люди, оторванные от своих семей и точно так же пострадавшие от войны, которая была им вовсе не нужна. В этих немецких пленных надзирательницам предстоит увидеть, в первую очередь, людей, а затем – мужчин. Получится это не у всех, и для некоторых они останутся исключительно врагами, которых нужно уничтожать. Вера Тюрина – героиня Ингеборги Дапкунайте, которую называют "дьяволом в юбке", жаждет расправы над всеми пленными немцами и заявляет, что для нее война только начинается. "Я играю, мягко говоря, не самую добрую женщину", – призналась Ингеборга Дапкунайте на пресс-конференции в ИА "Росбалт".

Несмотря на амплуа, в котором выступает актриса, Джон Малкович чрезвычайно рад ее видеть, а видит он ее не впервые. "Сценарий мне показался интересным, и интересен для меня состав актеров, занятых в фильме, особенно – Ингеборга Дапкунайте, с которой я работал раньше, и мы были дружны", – сказал на пресс-конференции Малкович. Сам от тоже играет далеко не самого доброго человека, хотя ему не привыкать. Полковник НКВД Павлов утоляет ненасытную жажду власти над человеческими судьбами. Навещая подведомственный ему пересылочный лагерь, он устраивает издевательские пытки и публичную казнь, заставляет людей доносить друг на друга.

Жертвы идеологии есть не только среди русских, но и среди немцев. Таков нацистский преступник по имени Клаус, за которым охотится полковник Павлов. Также Павлов подозревает нацистского преступника в бывшем профессоре гамбургского университета по имени Макс. Роль Макса в фильме ключевая. Ее поручено сыграть Томасу Кретчману – немецкому актеру первой величины, работавшему с такими режиссерами, как Дарио Ардженто и Роман Полански. По словам актера, история его героя связана с темой прощения. "Макс должен сначала простить себя, чтобы любить. Если человек способен понять и простить себя, то способен и понять других", – говорит он. Герой Кретчмана чувствует ответственность за то, что произошло с его страной.

Тюремный врач Наташа по указанию полковника Павлова должна следить за Максом и доносить на него. Она выполняет непосильную работу в лагере и терпит издевательства полковника НКВД лишь затем, чтобы присматривать за своим больным мужем Андреем (герой Евгения Миронова). Он едва узнает ее, а вся его задача – открывать и закрывать ворота лагеря. Бывший блестящий офицер превратился в бессловесное существо, не ведающее, что творит. За весь фильм он произносит лишь одну фразу: "До свидания, Наташа!". Роль без слов понравилась Миронову. "Во-первых, не надо учить текст", – признался он. С другой стороны, роль показалась актеру интересной тем, что в ней за отсутствием слов "есть что-то от мима".

Макс вначале относится к Наташе настороженно, но затем между ними возникает любовь, знаменующая победу над мраком. Вера Фармига, исполнившая роль Наташи, отмечает важность того, что в кино в настоящее время поднята тема непримиримости и отторжения. Роль близка ей, поскольку ее собственная бабушка, уроженка Украины, была медсестрой в лагере в годы войны.

Съемки в России планируется вести 5 недель и закончить к середине апреля. Англо-российский фильм, раскрывающий темы непримиримости, прощения, понимания и конечной победы общечеловеческого над всем прочим, появится летом.