ЗОЛОТОЙ СОН – В РУКУ

"Литературная газета" №10
12-18.03.2003
Александр Щуплов

В Гатчине прошел Девятый российский фестиваль "Литература и кино"

Сколько перьев было сломано в спорах об иллюзиях! Помните: "Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман..."? И знаменатель – обязательная цитата из школьного учебника – "На дне" Горького: "Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!.." Испокон веку создатели иллюзий работали в жанре литературы. Страницы книг стали конденсаторами сладких, уводящих в сказку туманов. Кино, появившееся сто лет назад и сразу составившее конкуренцию литературе, быстро сообразило, что не сможет существовать в суверенном одиночестве от Литературы – в разных с ней цехах Искусства. Так родился союз Литературы и Кино.

В Гатчине под Петербургом прошел Девятый российский фестиваль "Литература и кино". Он уникален сразу по нескольким параметрам: впервые в мире появился парад литературных экранизаций. Слово предоставляется всем фильмам, в основе которых лежит литературный источник. За девять дней фестиваля было показано более 90 фильмов (все бесплатно, что важно для небольшого русского города!), которые посмотрели 37 тысяч зрителей. Неслучайность проведения в Гатчине литературного кинофестиваля подтверждается еще несколькими обстоятельствами: город связан с жизнью и творчеством Пушкина и Куприна, Набокова и Северянина... В Гатчине зарождалось российское кино (в 1896 году здесь проходили съемки первой русской документальной ленты, посвященной восшествию на престол последнего императора России)... Здесь снимались фильмы "Суворов", "Софья Перовская", "Шаги императора". Особенно активизировались наши киношники в последние годы: в Гатчине проходили съемки картин "Тайны дворцовых переворотов", "Золотой век", "Бедный, бедный Павел".

В жюри под руководством писателя, ректора Литературного института Сергея Есина вошли критик Лев Аннинский, продюсер Владилен Арсеньев, кинодраматург Юрий Клепиков, режиссер Константин Лопушанский, актриса Клара Лучко, директор Всероссийского музея Пушкина Сергей Некрасов, писатель Юрий Поляков, критик Мирон Черненко. Жюри предстояло решить сложную задачу. Представленные фильмы отражали основные тенденции современного отечественного кино (нищенский кинобюджет – в счет и не в счет!), разные жанры, темы, поколения, русла, почерки... В конце-концов, разные национальные школы: на фестивале с успехом был показан узбекский фильм "Товарищ Бойкенжаев" кинорежиссера Юсуфа Разыкова. На какой среднестатистической шкале художественной ценности прикажете сравнивать фильмы Киры Муратовой "Чеховские мотивы" (естественно, по чеховским произведениям) и "Звезду" Николая Лебедева (по одноименной повести Э. Казакевича), "Превращение" Валерия Фокина (по культовой новелле Ф. Кафки) и "Интересные мужчины" Юрия Кары (по одноименной повести Н. Лескова), "Олигарха" Павла Лунгина (в основу положен роман Ю. Дубова "Большая пайка") и "Пастуха своих коров" Александра Гордона?.. Последний фильм известного телеведущего снят по роману его отца – писателя Гарри Гордона. Фильм сделан в жанре притчи и вызвал споры: одни находили, что семейный тандем потрафил сразу всем вкусам – интеллигенции понравится идея опрощения и возвращения к истокам природы; пустующую нишу "деревенского" кино и прозы занял Иван Африканыч (помните знакового героя Василия Белова?) ХХI века...

... Жюри оценило первый кинозамах Александра Гордона и присудило ему приз "Лучший режиссерский дебют". Гран-при фестиваля "Гранатовый браслет" (именно в Гатчине Куприн написал свои лучшие вещи!) получил фильм Валерия Фокина "Превращение" (исполнитель главной роли Евгений Миронов был отмечен также призом "За лучшую мужскую роль"). Это первая киношная премия известного театрального режиссера, перенесшего на экран свой спектакль. Последнее обстоятельство вызвало профессиональные упреки со стороны коллег, хотя все согласились в одном: оператор фильма Игорь Клебанов взял наивысшую планку в своем искусстве, а Евгений Миронов – просто гений. Не первое обращение наших служителей Мельпомены к культовой новелле Кафки, сыгравшей свою бесспорную роль в нашем читательском сознании три десятилетия назад, вызывает недоумение. Впрочем, у каждого в жизни и творчестве свои магниты.

Зрительское жюри фестиваля (после сеансов всем зрителям предлагалось проголосовать за просмотренный фильм) отдало свои голоса фильму Николая Лебедева "Звезда". Кстати, Большой приз жюри содержал не только премиальную часть (5000 долларов), но и духовную – полное собрание сочинений Льва Толстого в 90 томах. Журналисты шутили, что чтение всего Толстого должно неминуемо стимулировать молодого режиссера на освоение крупной военной киноформы.

Большое место в программе фестиваля занимала литературная кинодокументалистика, которая равноправно сосуществовала с полноформатными художественными лентами. Не случайно фильм "Больше, чем поэт. Вспоминая В.А. Жуковского" режиссера Долорес Хмельницкой был показан по просьбе публики дополнительным сеансом и получил приз жюри. Питерские документалисты представили ретропрограмму из фильмов "Пушкин. Последний акт", "Рождественские гадания по Булгакову", "Виктор Астафьев", "Леха Достоевский – потомок гения".

Фильм "Ильф – двойная экспозиция", созданный режиссером Галиной Долматовской и сценаристом – дочерью писателя Александрой Ильф, получил сразу два приза: читательского жюри, работавшего автономно от большого жюри, и журнала "Новый экран". Фильм создан по наброскам книги Евгения Петрова "Мой друг Ильф" и фотографиям одного из авторов знаменитого тандема. ...