ИСКОМОЕ НАСЕКОМОЕ

Газета "Премьер" №11
09.2001
Алексей Филиппов

Франц Кафка написал о том, как человек стал жуком. Валерий Фокин сделал этим жуком Евгения Миронова. И обошелся без грима. Ни клешней, ни панциря. А жутко.

Крошечный зал, голая сцена. На ней артист, один-одинешенек. Это – театр Валерия Фокина. Он известен, даже очень, как экспериментатор, как ворожей. Он въедлив, он безжалостен, но залезет вам в печенки и не вылезет. Желаете испробовать – добро пожаловать к "Еще Ван Гогу", к "Братьям Карамазовым" наведайтесь, в "Нумер гостинице города N" загляните.

Фокин, который снимает кино, – это оксюморон. Этого не может быть, потому что не может быть никогда. А вот может. Все начиналось с того, что солидный человек из "Норильского никеля" посмотрел фокинский спектакль "Превращение". Там Франц Кафка, там театр "Сатирикон", и вообще в главной роли Константин Райкин. "Норильскому никелю" понравилось и последствия не заставили себя долго ждать: Фокину предложили снять кино. Финансированием озаботился упомянутый "Норникель" и еще студия "Луч" с "Мосфильма" присоединилась.

Фокин, кстати, и раньше с пленкой дело имел, даже выпустил фильм под названием "Транзит". Но просто взять и перенести на экран успешный спектакль ему не захотелось. Он начал с нуля. На главную роль позвал никакого не Райкина, а Евгения Миронова, его родителями сделал Татьяну Лаврову и Игоря Квашу, еще занял Авангарда Леонтьева и Наталью Швец – молодую актрису, выпускницу "Щуки". За камеру встал Игорь Клебанов, декорации придумал Леонид Свинцицкий, музыку вновь Александр Бакши написал, он с Фокиным еще в "Сатириконе" работал – вот компания какая.

А о том, каков бюджет, Фокин рассказывать отказывается. Говорит, маленький бюджет. Значит, фильм у него малобюджетный. И при этом "нормальный и широкоформатный". Съемки проходили в Праге, хронометраж – час тридцать, перспективы проката, считает автор, имеются. В новое "Превращение" вошел ряд эпизодов, которых нет не только в театральном "Превращении", но и в литературном, которое Кафка придумал. Есть в других его новеллах, откуда Фокин вместе со сценаристом Иваном Поповым и произвел изъятие.

Если вы думаете, что Фокин хотел создать элитарный фильм, то он не хотел. Он хотел, не поверите, "заставить зал сострадать главному герою". Вот ведь как. Сострадать начнем с января – тогда и состоится премьера. В театральном центре имени Мейерхольда – там Фокин художественным руководителем служит.