НА ПОКАЗЕ "ПОБЕГА" ЖУРНАЛИСТЫ УСТРОИЛИ ЭКЗЕКУЦИЮ ЕГОРУ КОНЧАЛОВСКОМУ

intermedia.ru
24.05.2005
Евгения Чайкина

Пресс-конференция, посвященная выходу нового фильма Егора Кончаловского "Побег", состоялась в мультиплексе "Формула кино" 22 марта. Предшествовавший брифингу показ "остросюжетного драматического боевика" (во всяком случае, именно так было заявлено в аннотации к картине) сопровождался дружным смехом журналистов, встречавших хохотом все нелепости "Побега", в избытке обнаружившиеся в картине. Уже предвидя негативную реакцию прессы, создатели начали пресс-конференцию с оправданий. По их словам, не стоит ругать картину за использование в ней штампов, поскольку "современный кинематограф переел сюжетов". В оправдание своей сюжетной несамостоятельности участники брифинга напомнили, что, скажем, голливудская комедия "Законы привлекательности" – по сути, римейк фильма "Ребро Адама", а лента "В движении" дословно "списана" со "Сладкой жизни" Феллини. Завершая тему римейков, представитель компании "Централ Партнершип" Сергей Даниелян выразил радость по поводу того, что в зале нет "девушки в розовой кофточке" – иначе пресс-конференция могла бы закончиться в суде.

Как выяснилось, эта радость была преждевременной. Немалая часть журналистов решила пойти по следам своей ростовской коллеги, и вопрос о римейках то и дело возникал у собравшихся. Нет смысла перечислять все картины, фрагменты которых представители прессы увидели в новой работе создателя "Антикиллера": обширный список простирался от знаменитого "Беглеца" с Харрисоном Фордом и заканчивался не менее знаменитым "Мертвецом" Джима Джармуша. Отвергая очевидные факты, представленные прессой, г-н Кончаловский упорно заявлял, что все вышеупомянутые штампы и заимствования – это "субъективное мнение журналистов". Сам он "очень боялся штампов и всячески старался их избежать" – как считает режиссер, успешно. Противореча Егору Кончаловскому, другие участники встречи, наоборот, оправдывались тем, что "Побег" – фильм коммерческий, а "коммерческое кино все состоит из штампов". По мнению продюсеров, претензии журналистов были бы уместны применительно к авторскому кино, а у них "кино для зрителя".

Впрочем, у журналистов, кроме "клишированности, ремикшированности и заштампованности", нашлось еще немало претензий к картине. Здесь и избыток product placementa, и предсказуемость сюжета, и попытка усидеть на двух стульях, объединив в одной работе психологическую драму с классическим "тупым" боевиком, и фактические неувязки сюжета: Реакция создателей на эти обвинения была вполне предсказуема: "Вы, журналисты, народ искушенный, а рядовой зритель более простодушен, мы уверены, что зрителям понравится". "У меня в Подольске над этой картиной будут плакать", – заявил исполнитель роли "главного злодея" Андрей Смоляков в ответ на вопрос, зачем он, "тонкий драматический актер и знаток системы Станиславского", заставил зрителей скучать полтора часа. Журналисты на просмотре действительно плакали – от смеха, что даже побудило их обратиться к продюсерам с предложением позиционировать "Побег" как комедию или пародийный боевик. Квинтэссенцией всех обвинений стало заявление директора одного из провинциальных кинотеатров о "личной ответственности создателей фильма" перед аудиторией. "Мне стыдно, что я поставил этот фильм в прокат, – во всеуслышание заявил он. – Вдобавок у меня теперь возникнут проблемы материального толка, поскольку "Побег", скорее всего, провалится. А вам не стыдно за свою работу?" Участники пресс-конференции как могли успокоили директора, поведав ему, что "Антикиллер" тоже получил подобные отзывы и тем не менее был очень успешен в прокате.

Как в классическом ток-шоу, у съемочной группы нашлись и свои адвокаты – правда, в количестве одного человека. Некто, назвавший себя "профессиональным журналистом", но не указавший издание, которое он представляет, попытался пристыдить своих "так называемых коллег", заявив, что они "устроили экзекуцию создателям фильма, чтобы поупражняться в изящной словесности". Андрей Смоляков высказался еще жестче, спросив журналистов: "Что ж вы так не любите свою страну и свое кино?!" В завершение съемочная группа попыталась в который раз донести до собравшихся мысль, что они вовсе не пытались "развести на деньги доверчивых зрителей", а всего лишь ставили перед собой задачу "очеловечить стандартный голливудский сюжет".