ЛАДЬИ ПОКИНУЛИ ВЫБОРГ

Газета "Родное Подмосковье" №35
2005
Анастасия Белокурова

Выборгский фестиваль "Окно в Европу" завершил свою работу

В этом году правила проведения фестиваля ознаменовались значительными обновлениями. Во-первых, вопреки сложившейся традиции голосования баллы не были представлены на щите перед кинозалом: жюри вынесло вердикт, основываясь на результатах анкетирования, которые зрители так и не увидели собственными глазами. Во-вторых, изменился внешний вид призов. Теперь награды представляют собой золотые и серебряные "Ладьи" (в прошлом победителям вручались белые "Совы"). Новый главный приз "Большая золотая ладья" был присужден фильму Станислава Говорухина "Не хлебом единым" – черно-белой ленте, рассказывающей о нелегкой жизни изобретателя времен сталинской эпохи. Прокатчики отказались от демонстрации этой картины в ряде столичных кинотеатров, мотивируя это низким коммерческим потенциалом фильма. Выборгский фестиваль как нельзя лучше подходит для демонстрации подобного, альтернативного коммерческому, кино. "Золотую ладью" в рамках конкурсной программы игрового фильма получил Николай Досталь за картину "Коля – перекати-поле" – продолжение легендарного фильма постперестроечной поры "Облако-рай", завоевавшего 13 лет назад награды на фестивале в Локарно.

"Серебряная ладья" досталась кинодраматургу Юрию Арабову за очень приятную ленту в стиле михалковской "Неоконченной пьесы для механического пианино" – "Апокриф: музыка для Петра и Павла" молодого режиссера Аделя Аль-Хадада. Одним из казусов программы стала демонстрация фильма "Золотая голова на плахе", снятая бывшим прокатчиком Семеном Рябиковым, посвященная последним дням жизни Сергея Есенина. Претенциозная лента, говорящая о том, что Есенина убили чекисты, вызвала смех у критиков и зрителей.

В программе документального кино "Золотую ладью" получил фильм "Еврейское счастье" Александра Гутмана; "Серебряная ладья" в этой номинации уплыла режиссеру Вадиму Целико за картину "Граждане Беслана". Фильм "На Верхней Масловке" Константина Худякова, к сожалению, остался без призов. Была отмечена только актерская работа Евгения Миронова – специальным призом его наградил фонд Андрея Тарковского.

Одним из самых главных мероприятий выборгского фестиваля стала встреча двух поколений отечественных режиссеров: представители поколения 90-х (Владимир Хотиненко, Александр Баширов и Александр Хван) и более молодые кинематографисты (Алексей Герман-младший, Илья Хржановский, Александр Котт, Николай Лебедев, Александр Велединский, Анна Меликян и Сергей Лозница). Разговор шел о тяжелом положении современного российского авторского кино, о культурной ситуации, сложившейся в стране за последние годы, необходимости молодым и талантливым режиссерам объединяться, поскольку коммерческое кино диктует слишком суровые законы. Беседа то и дело приобретала оттенок перепалки, однако обе стороны завершили разговор на мирной ноте: ведь и тех и других объединяла общая ненависть к продюсерам, в первую очередь думающих о прибыли, а не об искусстве.

Других сюрпризов фестиваль не продемонстрировал: все-таки уровень мероприятия, в сравнении с тем же "Кинотавром", оставляет желать лучшего. Однако тенденции развития авторского кино в России не могут не вселять надежду на то, что рано или поздно и у нас появятся картины, за которые не будет стыдно.