ЗВЕЗДЫ СВЕТЯТ ВСЕМ

1992
(из личного архива Евгения Миронова)

В Нижнем Новгороде завершился фестиваль актеров отечественного кино

Фестивалями ныне никого не удивишь. Даже и самыми диковинными. Но смотр актеров отечественного кино – явление в своем роде уникальное. Это единственный в мире кинопраздник, на котором царем и богом является не режиссер или продюсер, не драматург или, чего доброго, критик, а истинный властелин экрана – Актер.

Нынешнее "Созвездие" проходило уже в четвертый раз. Что и говорить, прелесть новизны, первооткрытия за эти годы уже успела притупиться, но радость актерского братства, атмосфера любви и приязни, сохранились в своей первородной чистоте. Это ощущали даже такие новички, как я. Пожалуй, давно не доводилось мне видеть вместе столько благородно красивый лиц, давно не приходилось общаться с таким обилием щедро талантливых людей...

Скажем, все знают экраны работы Нонны Мордюковой, но слышали бы вы, как она исполняет залихватские частушки и "кубанские страдания", как проводит искрометные пресс-конференции, на которых звучит ее неподражаемо образное, самобытное, окрашенное юмором слово! Слышали бы вы, как читает свои стихи Анатолий Ромашин, как поют романсы Александр Пашутин, Клара Румянова, Наталья Гвоздикова... Видели бы вы, как смешно и нежно пародирует своих коллег Ольга Волкова, как зажигательно танцует Елена Борзова...

Новыми, неожиданными человеческими и актерскими гранями открылась для меня на этом фестивале Олег Янковский, Светлана Крючкова, Лидия Федосеева-Шукшина, Регимантас Адомайтис, Римма Маркова... Самим своим обликом, манерой думать, говорить, спорить они показали и доказали, что их работы в кино – только надводная часть "айсберга", а "под водой" прячутся такие невостребованные, неразгаданные глыбы чувств, что даже оторопь берет. Эх, до чего ж изобильна и щедра на таланты наша земля!

Наконец, надо сказать о главных лауреатах фестиваля. Актерским бенефисом, виртуозным соло "нашей Джульетты Мазины" (свидетельствую: сравнение вполне корректно) стал для Евдокии Германовой фильм "Кикс", в котором она демонстрирует чудеса перевоплощения, потрясающий перепад эмоций: от шепота до крика, от нежности до ярости. Лично мне не хватило в этом стильном, слегка вычурном фильме искорки живого чувстства, узнавания всамделишних проблем, отодвинутых причудливыми изгибами фантасмагорического сюжета, но актриса работает истово, на "разрыв аорты". Приз за лучшую женскую роль она взяла, обойдя в творческом споре Анастасию Вертинскую, Наталью Гундареву, Клару Лучко...

Фильм "Любовь", в котором играет молодой актер студии Олега Табакова Евгений Миронов, уже получил признание на фестивалях в Берлине, в Канне, был премирован на "Кинотавре". Но даже естественные соображения типа "не заласкать бы молодое дарование" не смогли поколебать членов жюри, отметивших искренность, яркость, даже ярость чувств, которыми обжигает актер в этой пронзительной и вечной истории о том, как юноша, защищал свою любовь, становится мужчиной. Не мальчиком, но мужем, "актером №1" уехал с фестиваля и Евгений Миронов.

Я назвал только несколько поразивших меня и моих коллег ролей, а ведь был еще тонкий, акварельный Олег Меньшиков в фильме "Дюба-Дюба" (он проиграл Евгению Миронову при голосовании членов жюри всего один голос), строгий, точный Олег Янковский в "Цареубийце", резкая, изломанная Ингеборга Дапкунайте в "Циниках", удивительно, достоверные Михаил Дорофеев и Нина Усатова в "Чиче"... обрываю перечень, ибо очевидно: на небосклоне отечественного кино сегодня сияет целое созвездие ярких актерских талантов, что фестиваль и подтвердил со всей наглядностью.