"КИНОТАВР-92" ПРОШЕЛ ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ

Журнал "Власть" №123
08.06.1992
Ирина Морсунова

1 июня в Сочи завершился 10-дневный кинофестиваль "Кинотавр-92". Особые приметы "Кинотавра": неожиданно высокий уровень отечественных фильмов; роскошь банкетов и приемов; валютные (от 1 до 5 тыс. долл.) призы; провал кинорынка.

Фестиваль "Кинотавр" впервые прошел в Сочи в 1991 г. Организатор – гендиректор ГПТО "Подмосковье" Марк Рудинштейн (он же президент фестиваля). Организатор фестиваля 1992 г. – ТОО "Кинотавр" (президент – тоже Рудинштейн). Генеральный спонсор фестиваля – английская фирма "Интерчем", оплатившая валютные призы (всего 24 тыс. долл.) Телефон ТОО "Кинотавр": (095) 248-09-11. Эмблема: конь с крыльями.

В двух конкурсных программах ("Фильмы для избранных?" и "Кино для всех") участвовало 28 фильмов. Их неожиданно (для критиков) высокий уровень привел к конфликту между двумя жюри. На гран-при в конкурсе "избранных" (5 тыс. долл.) претендовали две картины: "Улыбка" Сергея Попова и "Солнце неспящих" Теймураза Баблуани. Марк Рудинштейн мужественно отказался от навязываемого ему соблазна поделить приз. В результате "избранные" под председательством Вадима Абдрашитова навязали "Солнце" конкурсу "для всех" (к неудовольствию его председателя Владимира Меньшова), где оно и удостоилось тех же 5 тысяч долларов. Так что конфликт не разросся за пределы кулуарного и закончился тем, что на церемонии закрытия Меньшову с Абдрашитовым выдали по дуэльному пистолету. Стреляться председатели не стали.

Зато в вопросе выдачи 3 тысяч долларов (за лучшие мужские и женские роли) в обоих жюри царило единодушие. От "избранных" валюту получила Ксения Качалина (за фильм "Нелюбовь"), а от "всех" Евгений Миронов (за "Любовь"). Такие же призы завоевали Татьяна Догилева (за "Афганский излом") и Иван Ахлобыстин (за "Ногу"). Хуже всего обстояло дело с двумя фильмами, которые продюсировал сам Рудинштейн: "Московская красавица" и "Короткое дыхание любви" с Даниэлем Ольбрыхским. Продюсер не поставил их в конкурс, но даже вне конкурса их открыто осмеивал зрительский зал. "Как Харченко (режиссер. – Ъ) не вылазил из своей комнаты, так и мне немножко стыдно", – оправдывался Рудинштейн. За "Московскую красавицу" ему не стыдно, поскольку она была экспериментальной: обошлась всего в 1,8 млн руб. наличными вместо нормативных по нынешним временам 15-20 миллионов.

Кроме показа фильмов "Кинотавр" бесплатно разместил, накормил и напоил 650 участников и гостей фестиваля, что обошлось, по предварительным данным, в 20 млн рублей. Гостей ублажили, в числе прочего, специально привезенным из Москвы казино "Арбат". Которое, кстати, оказалось единственным пострадавшим от знаменитой сочинской мафии. Ее авторитет Гурам выиграл в казино 45 тыс. рублей, за которыми пришлось срочно лететь в Москву. В остальном криминогенная среда курортного города "Кинотавру" покровительствовала.

Проводимый в рамках фестиваля кинорынок, названный громко международным, Рудинштейн предложил рассматривать как юмор. Рынок был немногочислен, да и те, кто приехал торговать, предпочитали праздники фестиваля торговым будням. Благо, место на кинорынке стоило недорого – около 20 тыс. рублей.