ЧЕЛОВЕК-ЗМЕЯ

Журнал "Кино парк"
02.1998
Наталия Москальонова, Ксения Филимонова

Картина "Змеиный источник" на сегодняшний день стала самым удачным фильмом из проекта "Малобюджетное кино" киностудии Горького

В маленький уездный городок приехала работать молоденькая учительница. Она принесла с собой несчастье: в городке одно за другим начали происходить загадочные убийства. А символом городка был Змеиный источник: издревле существовало поверье, что, испив из этого источника, человек получает неограниченную власть над людьми...

Сначала сценарий фильма "Змеиный источник" был детективной повестью, которую шесть лет назад написали молдавская журналистка Юлия Семенова и киновед Николай Лебедев. Потом рамки детектива перестали Лебедева устраивать, и он превратил свое детище в психологический триллер с декадентским уклоном. Снимались у режиссера-дебютанта Лебедева Екатерина Гусева – та самая учительница, Ольга Остроумова – властная школьная директриса, Дмитрий Марьянов – внимательный фотограф, которому поневоле приходится запечатлевать убитых, Сергей Маховиков – любвеоильный медик... И Евгений Миронов – секретарь директрисы, поистине человек-змея, аккуратный и незаметный, появляющийся и исчезающий в мгновение ока, а после его исчезновения еще долго бежит по спине неприятный холодок... Снимать фильм сначала планировалось в Угличе: во-первых, пейзажи и красоты, во-вторых, дополнительную мрачную окраску фильму придала бы легенда о невинно убитом царевиче Дмитрии. Но художник-постановщик картины Николай Терехов отыскал Иванову гору, что в нескольких километрах от Серпухова, режиссер согласился – как-никак картина снималась в рамках проекта "малобюджетного кино" – и Углич был отложен до лучших времен.

Для жителей деревни и близлежащих окрестностей работа над фильмом надолго останется "событием номер раз", затмить которое смогут только вселенский потоп или выплата задолжанностей по зарплате. К тому же Лебедев предложил местному люду поучаствовать в массовых сценах. И все старались как могли. Снимали сцену, в которой жители городка случайно находят труп молодой девушки. Режиссер заранее хватался за голову, прикидывая, сколько потребуется сил и времени для того, чтобы заставить людей, не имеющих никакого представления о системе Станиславского, скорбеть и плакать о чужом горе, да еще не настоящем, а выдуманном. Но вот тут-то господам профессионалам показали, что новоявленные "господа артисты" тоже не лыком шиты. Выслушав разъяснения Лебедева, люди были настолько растроганы судьбой героини, что, глядя на пустое место, где якобы лежала безвинная жертва, они заплакали так горестно, будто провожали в последний путь близкого человека.

В перерывах между съемками группа отдыхала в пансионате "Шахтер", обитатели которого, бабушки-пенсионерки, развлекали киношников весьма своеобразно: по вечерам они собирались в центральном холле и танцевали ламбаду, считая, видимо, что энергичный танец – панацея от всех бед.