ПАЦИФИЗМ НАПРОКАТ

Журнал "Итоги"
Олег Сулькин

Американская кинокомпания Paramount Classics начала показывать в США российский фильм – "Дом дураков" Андрея Кончаловского

У знаменитой кинокомпании Paramount Pictures, отпраздновавшей в прошлом году свое 90-летие, есть дочерняя фирма – Paramount Classics. Как и полагается отпрыскам, Paramount Classics значительно моложе – ей всего 6 лет. Так сказать, поздний ребенок. Но очень прыткий. Создана фирма для производства и проката высокохудожественного кино, которое в Америке традиционно рифмуется с малопосещаемым и элитарным. "Классики" показали зрителям уже 40 фильмов, в том числе ленты таких крупных режиссеров, как Клод Лелуш, Горан Паскалевич, Брюс Бирсфорд, Рауль Руис, Барбет Шродер. И вот впервые за шесть лет существования компания начала прокатывать в США российский фильм – увенчанный Гран-при жюри Венецианского кинофестиваля "Дом дураков" Андрея Кончаловского. Там и купили, в Венеции. Кстати, всего два фильма приглянулись американцам на фестивале – российский и французский ("Человек с поезда" Патриса Леконта). О прокате в США интеллектуального кино вообще и российской картины в частности "Итогам" рассказали сопрезиденты Paramount Classics Рут Витали и Дэвид Динерстин.

СУЛЬКИН: Чем вас заинтересовал фильм Кончаловского?

ВИТАЛИ: Когда я пришла в Венеции на просмотр, мне было известно только имя Кончаловского. О чем лента – не имела ни малейшего представления. И вот я смотрю "Дом дураков" и начинаю любить этот сюжет, эту поэтику, эту актрису (исполнительницу главной роли Юлию Высоцкую, жену режиссера – "Итоги"). Как вы произносите ее имя – Йюлья, о-кей? И вдруг я вижу Брайана Адамса и слышу, что он поет мою песню, не просто песню, а мою, понимаете?

СУЛЬКИН: Не очень.

ВИТАЛИ: Несколько лет назад в фильме "Дон Жуан де Марко", на котором я была исполнительным продюсером, мы записали песню Брайана Адамса Have You Ever Loved a Woman. Он написал эту песню для меня. Я полтора года отдала тому фильму, общению с Брайаном Адамсом, это очень важная часть моей профессиональной карьеры. Кроме этого забавного ностальгического, чисто субъективного фактора, есть и более фундаментальные. Мы с Дэвидом считаем фильм "Дом дураков" выдающейся метафорой жизни и войны, вернее, жизни во время войны. А сегодня он еще актуальнее, чем в августе, когда мы его приобрели.

ДИНЕРСТИН: Да, сегодня фильм воспринимается иначе. Он, может быть, и не претендует на универсальность, ведь снят о конкретной войне в Чечне, но нынешние обстоятельства придают ему более глобальный смысл.

СУЛЬКИН: Получается, война в Ираке поможет продвигать "Дом дураков" на американские экраны?

ДИНЕРСТИН: Это, так сказать, естественный промоушн. Такое бывает в нашей практике. Все складывается как бы само собой, без каких-либо особенных усилий со стороны дистрибьюторов. Механизм трудно анализировать. Зато результат очевиден. Публика воспринимает фильм многозначительным посланием.

СУЛЬКИН: Вы купили фильм Кончаловского в первую очередь из-за его антивоенной направленности?

ДИНЕРСТИН: Не только. Это – апология любви, которую олицетворяет наивная и романтическая героиня Юлии. Хотя и политический посыл в фильме сильно ощутим.

СУЛЬКИН: А как вы намерены преподносить фильм американцам?

ДИНЕРСТИН: Мы начали показ фильма в Лос-Анджелесе в рамках первого кинофестиваля российских фильмов, организованного совместно с Американским киноинститутом (AFI) и Министерством культуры Российской Федерации. Нас это окрыляет. Прекрасная возможность начать раскрутку фильма среди потенциальных зрителей! 23-24 апреля фильм стартовал в Нью-Йорке. Далее он будет показан на целом ряде небольших кинофестивалей в разных городах США. Реклама печатается в альтернативной прессе, такой, как газета "Village Voice" и журнал "Timeout", а также в русскоязычной прессе, в первую очередь в "Новом русском слове", звучит на русской радиостанции "Народная волна". И, конечно, помещается в крупнейших газетах, таких, как "Нью-Йорк Таймс" и "Лос-Анджелес Таймс".

СУЛЬКИН: Как вы относитесь к тому, что "Дом дураков" не вошел в финальную пятерку номинантов на премию "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке"?

ДИНЕРСТИН: В этой категории соревновалось около 60 фильмов. И по моему твердому убеждению, мы были в верхней десятке. Год был хороший, урожайный, сильные подобрались конкуренты. Академикам больше понравились другие фильмы. Что поделаешь? Но я не воспринимаю это как пощечину "Дому дураков". Официальный показ для членов Американской Киноакадемии, судящих эту категорию, собрал полный зал, пришло примерно 250 человек. Это очень много для академиков-отборщиков. И им, судя по реакции зала, фильм очень понравился.

ВИТАЛИ: Может быть, фильм показался несколько тяжеловатым, ведь он о войне, о насилии над простыми людьми, причем больными. Но в нем все сбалансировано – элементы черной комедии, любовной драмы и военного саспенса.

ДИНЕРСТИН: И фэнтези!

СУЛЬКИН: А может быть, фильм Кончаловского оказался слишком изощренным для, так сказать, простых академиков, которые в итоге, как мы знаем, предпочли немецкую картину "Нигде в Африке", снятую очень традиционно.

ДИНЕРСТИН: Нет, извините, но вы недооцениваете оскаровских академиков. Это очень интеллектуальная и продвинутая группа. Причем не каждый из них может голосовать – нужно посмотреть хотя бы треть представленных фильмов, тогда ты допускаешься к голосованию.

СУЛЬКИН: Привлечет ли американскую аудиторию участие Брайана Адамса?

ВИТАЛИ: Да. Музыка важна. Но не думаю, что это решающий фактор.

СУЛЬКИН: Когда вы планируете выпустить "Дом дураков" на видео и DVD?

ДИНЕРСТИН: Динамика у небольших фильмов медленнее, чем у первоэкранных. Чтобы раскачать публику, их надо дольше держать в кинотеатральном прокате. Если видео крупнобюджетных боевиков выпускается в среднем через шесть месяцев после премьеры, то в случае с арт-фильмами – через девять.

СУЛЬКИН: А телевидение?

ДИНЕРСТИН: Мы надеемся, что сможем продать фильм одному из кабельных каналов, может быть, Sundance или Bravo, то-есть тем, кто показывает арт-фильмы.

СУЛЬКИН: Намерены ли вы покупать другие российские фильмы?

ДИНЕРСТИН: Мы так не ставим вопрос. Речь идет не о кинопромышленности конкретной страны, а об индивидуальности режиссера, о качестве его фильма независимо от страны-производителя. Мы знаем, в прошлом в России снимались великие картины. Хочется верить, что в будущем они тоже будут производиться. Мы надеемся увидеть такое, что сразу же, без колебаний, захочется показать американскому зрителю, как было с "Домом дураков". Но пока, к сожалению, нам больше не приходилось видеть фильмы столь высокого уровня.

Рут Витали и Дэвид Динерстин – сопрезиденты Paramount Classics. Именно от них зависит, какие картины будет прокатывать компания. Опыт работы в кинобизнесе у Витали и Динерстина солидный. Дэвид Динерстин раскручивал еще одну компанию по прокату авторского кино – Fox Searchlight, а Рут Витали возглавляла студию Fine Line Features, подразделение кинокомпании New Line Cinema. Отличающаяся неженской хваткой Витали на одном из кинорынков увела из-под носа у могущественного босса Miramax Харви Вайнстайна прекрасный австралийский фильм "Блеск", ставший впоследствии триумфатором-оскароносцем. Однако в январе 1998 года она была вынуждена покинуть пост президента в Fine Line Features. Правда, при этом ей, по данным газеты "Нью-Йорк пост", было выплачено выходное пособие в 5 миллионов долларов.