"ГОСПОДИ, НЕ ДАЙ МНЕ СНЯТЬ ЭТОТ ФИЛЬМ!"

Газета "Зеркало недели" №14
12-18.04.2008
Юрий Волошин

Знаки судьбы Михаила Пташука, создателя популярнейшего фильма "В августе 44-го"

Недавно на наших страницах шла речь о наметившейся киномоде – бурном увлечении продюсеров-режиссеров "старой темой" СМЕРШа, диверсантов ("В бой идут одни диверсанты", "ЗН", № 12). Режиссером, который десять лет назад начал реанимировать эту тематику, придав ей мощный художественный импульс, был белорус Михаил Пташук, трагически погибший в Москве в апреле 2002-го (как раз в унисон с премией "Ника", которая ему полагалась за этот фильм). Стоит напомнить, что "В августе 44-го" – экранизация романа Владимира Богомолова "Момент истины". Лента Пташука подтолкнула к дальнейшей успешной кинокарьере таких актеров, как Евгений Миронов, Владислав Галкин, Александр Балуев. Этот же фильм – один из чемпионов "телепроката" (его повторяют бесконечно, особенно в дни Победы).

Об "Августе...", о трагической судьбе Михаила Пташука – эксклюзивное интервью специально для "ЗН" вдовы режиссера Лилии Михайловны Пташук.


— Лилия Михайловна, ровно десять лет назад – в 1998-м – Михаил Пташук начал работу над фильмом "В августе 1944-го"... С чего, собственно, началась эта история?


— Действительно, в 1998-м Министерство культуры Беларуси предложило Михаилу экранизацию произведения Владимира Богомолова "Момент истины". Пташук перечитал роман восемь раз. И был потрясен. Но понял, что сценарий к картине был написан 20 лет назад. Причем в основном "с помощью ножниц". С профессиональной кинодраматургией это не имело ничего общего. И хотя все предупреждали Михаила, что Богомолов – писатель талантливый, но человек конфликтный, Пташук все же поехал к нему в Москву. Впоследствии они подружились.

С колоссальным трудом был создан режиссерский сценарий. Начались пробы актеров... Но начать съемки не смогли – не было средств. Тогда решили сделать фильм совместно с Россией. Договор между Министерством культуры РБ и Госкино РФ подписали. Но деньги опять не поступили.

Тогда Миша позвонил режиссеру Станиславу Говорухину. И тот предложил выйти на депутата Госдумы Владимира Семаго, чтобы именно он стал продюсером проекта. Семаго принял предложение. Но поставил два условия: увеличить бюджет фильма до пяти миллионов долларов (две трети из которых должны были уйти к Семаго) и дать ему возможность сняться во второй по значимости роли...

Оба предложения были для Михаила неприемлемы. Пташук презирал подобные вещи в кинематографе. А Евгений Миронов сказал: если Семаго доверят главную роль, то он уйдет из фильма навсегда! "Представьте себе, что в нашем фильме одну из главных ролей играет Жириновский!" – говорил Женя.

Уходило время. Уходила натура. И Пташук на свой страх и риск решил снимать массовые сцены, где были задействованы тысячи военнослужащих и десятки единиц техники. Это был ад! Миша возвращался в гостиницу – и падал с ног. Его лицо кровоточило от солнечных ожогов... Были дни, когда он даже падал на колени перед образами и молил: "Господи, не дай мне снять этот фильм!". Каждый день съемок давался ему большой кровью. Семаго не платил людям зарплату. Но группа верила режиссеру. Они знали – Пташук не подведет!

Ну, а как был принят готовый фильм, думаю, рассказывать не стоит. Но мне особенно понравился приз, подаренный полпредом Южного округа Казанцевым – это стела в виде тонкой женской фигуры и надпись "За лучшее воплощение темы любви к Родине". ...

Упорство Пташука побеждало. Победил он и самые трудные обстоятельства, которые сопровождали съемки фильма "В августе 44-го".
...