ЛОВЦЫ ЧЕЛОВЕКОВ

"Российская газета – Неделя" №4635
10.04.2008
Сусанна Альперина, Оксана Нараленкова

"Джентльмены удачи", "Семнадцать мгновений весны" и "Белое солнце пустыни" смешались в новом телефильме "Апостол"

Телеканалы изо всех сил пытаются не дать заскучать нашему зрителю. Только-только народ – преимущественно женское население – несся после работы домой смотреть мелодраму, как на смену ей пришел новый военный боевик "Апостол".

Двенадцать серий, известные актеры, интрига с режиссерской работой – начал снимать Геннадий Сидоров, который потом стал в титрах называться Иваном Ивановым. А окончил – Юрий Мороз, чье имя и значится на этой работе.

Сразу же появились пиратские копии, и интернет, еще до начала демонстрации картины по Первому каналу, уже наводнен мнениями о ней. Но в этом не только заслуга пиратов – в Украине фильм был продемонстрирован раньше, чем в нашей стране. Кроме того, компания-производитель "Централ Партнершип" выпустила фильм целиком на лицензионном DVD на две недели раньше телепремьеры именно в целях борьбы с пиратством.

Корреспонденты "РГ" купили на "Горбушке" диск и тоже посмотрели его заранее, перед премьерой.

В целом фильм понравился, особенно игра замечательных актеров Евгения Миронова, Николая Фоменко, Алены Бабенко, Дарьи Мороз и других. Сюжет же чем-то напомнил шекспировские истории про двух близнецов, которых поменяли местами: в фильме речь о том, как один брат, скромный сельский учитель Павел Истомин, по требованию НКВД вынужден занять место другого, Петра Истомина – матерого уголовника, волей судьбы очутившегося в немецкой разведшколе, где готовили диверсантов. Павел и Петр – отсюда название операции "Апостол". А кто такие апостолы, в фильме определяют, как "ловцы человеков".

По ходу того, как интеллигента готовят к новой роли – заставляют учить воровской жаргон, играть в карты, носить фиксу, пить чифир и вскрывать сейфы, герой Евгения Миронова (актер играет обоих братьев) чем-то похож на персонажа Евгения Леонова из фильма "Джентльмены удачи" – директора детского сада, вынужденного переквалифицироваться в уголовника Доцента. Ну, а когда Петр-Павел попадает к немцам, зритель начинает испытывать чувство, которое уже было при просмотре фильма "Семнадцать мгновений весны" – "расколется" Штирлиц или нет. Об аналогиях мы спросили у режиссера фильма Юрия Мороза.

— Так сравнивать нельзя, – сказал он. – Тогда получается, что все сюжеты похожи на "Ромео и Джульетту". А может, мне кажется, что фильм на "Щит и меч" похож больше, чем на "Семнадцать мгновений весны".

РГ: Вы серьезно?

МОРОЗ: Да. А причем здесь Штирлиц? В нашем фильме встреча с отцом. А там встреча с женой. Ну, и что?

РГ: А переживания зрителя – разведчик провалится, не провалится? Ощущения сходные.

МОРОЗ: И в фильме "Щит и меч" то же самое. Это все достаточно условные сравнения. Сюжетов-то всего порядка 10 или 12. Когда нашего сценариста Олега Антонова спросили, мол, вот опять у Вас братья-близнецы, он ответил: "Ну, и что? А если этот сюжет работает на протяжении многих лет, почему его снова не использовать?"

РГ: Почему, на Ваш взгляд, сегодня будет актуален фильм, рассказывающий про войну и затрагивающий лагерную тематику?

МОРОЗ: Как Вы глубоко копаете! Так исторически складывается. Про лагерную тему – тут понятно. Эти фильмы смотрят, потому что полстраны перебывало в лагерях. Не сами люди, так их родственники. Так что это – родное, понятное и близкое. Что касается военной тематики, трогает она душу русского человека. Знаю по проектам нашей компании "Централ Партнершип", что фильмы о войне идут с хорошими рейтингами. У нас несколько таких проектов: "На безымянной высоте", "Последний бронепоезд", "Ликвидация"... Конечно, если сравнивать современные картины о войне и те, что снимались в советский период, то они абсолютно разные по подходу и по тематике. Наши современные картины больше уходят в жанровость. Они – более приключенческие, и их авторы не очень заботятся об исторической достоверности.

РГ: Вы наверняка ждете, что зрители, которые будут смотреть "Апостол", станут Вас, как и тех, кто создавал "Ликвидацию", упрекать в недостоверности и несоответствии.

МОРОЗ: В принципе сценарий достаточно правильный с исторической точки зрения. Автор – Олег Антонов занимался серьезно, возился с архивами. Сама коллизия – два брата, один – уголовник, которого завербовала немецкая разведка, переправила сюда и он погиб, а второй, учитель, отсиживал в этот момент... Слишком много допущения и придумки, чтобы это было правдой.

РГ: Как у Вас в фильме говорят: слишком много "если".

МОРОЗ: Совершенно верно. Поэтому я и говорю, что современные картины на военную тему отличаются большим количеством "если", уходят в сторону жанровости и развлекательности. Хотя про фильм о Штирлице, наверное, тоже можно сказать, что он весь придуманный. РГ: В фильме играет Ваша дочь – актриса Дарья Мороз. Для роли ей пришлось коротко остричься...

МОРОЗ: У нее после съемки в фильме "Точка" отросли волосы, и ей пришлось еще раз все укорачивать, возвращаться к "ежику".

РГ: А Вам не было ее жалко, как отцу – такой беззащитный ежик? И снимать жестокие сцены в психиатрической лечебнице?

МОРОЗ: Прическа – ничего страшного, если такая нужна по роли. А остальное – довольно сложно. В кино меньше чувствуется, чем в театре, но, когда я был на ее спектакле по Валентину Распутину "Живи и помни", то вышел из зала физически измочаленный, потому что понимал, как это тяжело дается. Но такая профессия: не затратишься – не сыграешь. В кино несколько другое: один дубль, второй – эксплуатация уже отработанного на театре.

РГ: Как Вам работы Миронова и Фоменко с режиссерской точки зрения?

МОРОЗ: Миронов везде играет хорошо: и в "Мусульманине", и в "Идиоте", и в других фильмах. Я его называю артист-печка. Потому что, даже если фильм холодный по режиссуре, по драматургии, если туда внедрить Миронова, он спасает ситуацию, делает картину эмоциональной и теплой. Женя – актер, вокруг которого начинает повышаться температура. Он точно работает – максимально узнает все про своего персонажа, изучает его. Да и в "Апостоле"... С одной стороны, он должен понимать учителя ботаника-очкарика, с другой – уголовника, для исполнения роли которого он специально консультировался.

РГ: Миронов не капризный на съемочной площадке?

МОРОЗ: Без дела не капризный, – скажем так. Что касается Фоменко, то я с некоторым опасением отношусь к актерам, которые активно работают на телевидении, ведут передачи. Мне кажется, что такому актеру сложнее – ему еще нужно преодолеть стереотип зрительского восприятия. Когда он предстает в образе энкавэдэшника, а только что на другом канале вел шоу "50 блондинок", то мне лично это мешает. Мне нужно привыкнуть к нему. В отличие от героя Миронова.

РГ: Но ведь Вы Фоменко утверждали на эту роль?

МОРОЗ: В том числе и я, потому что я – один из продюсеров картины.

РГ: Было время, когда даже нельзя было говорить о том, что осужденные сотрудничали с немцами или энкавэдэшниками, не то что кино снимать...

МОРОЗ: Это же цена свободы. Фильм-то по большому счету про то, что человек платит за свою свободу и нормальную жизнь близких. Свобода – это в определенном смысле ответственность. В этом контексте интересно наблюдать за персонажем Фоменко. Именно потому, что он – энкавэдэшник, который должен поступать как требует его воинский долг: выполнить операцию, от которой зависит положение на фронте, отправить Апостола в тыл и сделать это так, чтобы его семья не знала, что он жив. Как он прессует эту несчастную семью – жену и ребенка, при том, что у него у самого жена сидит в лагере! А потом сам оказывается в подобной ситуации... Таково было время. Так складывалась история. С одной стороны, огульно обвинять, что энкавэдэшники плохие – нет. С другой, говорить, что они хорошие – тоже нельзя. Попытаться найти середину, все-таки оставаясь человеком, в этом и есть плата за право выбора. В этом и есть сложность темы. И хорошо, что можно на эту тему говорить. Думаю, и в наше время такие проблемы существуют для тех, кто связан с государственными заданиями, когда во главу угла ставятся интересы страны, а не личные.

ВОПРОСЫ

Почему военный фильм не начали показывать 9 мая?


СЕРГЕЙ ТИТЕНКОВ, руководитель Дирекции кинопоказа Первого канала: "Мы сознательно поставили фильм в сетку именно сейчас, понимая, что это – пик телевизионного сезона, вернее – его второй половины. Мы не выпустили кино "под 9 мая" из программных соображений. Возле 9 мая сходятся много праздничных дней. Сериал у нас большой, и чтобы его максимально благоприятно для аудитории показать, а не разбивать на бесконечные выходные, решили фильм приблизить к майским праздникам, начав показ с апреля."

Что означает татуировка на груди у главного героя – оскаленная морда волка?

Она имеет несколько значений:

1. Как волка не приручить к свободе, так и единожды отсидевшего на зоне воля камнем давит.

2. Волк – воровской знак – "Волк волку друг и брат". Оскал "зверя" – символ воровской власти, силы и беспощадности к врагам воровского мира.

СЛОВАРЬ

...
По признанию самого Миронова, ему очень хотелось в образе блатного Петра "покупаться". "Останавливала только одна мысль, может, Первый канал не пропустит", – рассказывает Миронов. Но Первый канал пропустил. А раз пропустил Первый, приводим и на страницах "РГ" некоторые термины, которые звучат в фильме (не такие, как фикса или чифир, которые в переводе не нуждаются), чтобы зрители правильно поняли героев. Потому что даже режиссер Юрий Мороз не знает, например, что такое балон или гумузница.

"Волынка". На жаргоне – пистолет.

"Я манку не секу". Я тему (или, как сейчас говорят, "фишку") не понимаю.

"Я не бобик тебе какой-нибудь карманный". Я тебе не человек на побегушках.

"Ты не мастырщик на подсосе, а блатарь на законной отрицаловке". Мастырщик – осужденный, способный симулировать болезнь или нанести себе телесное повреждение, дающее право помещения в лечебное учреждение. Мастырка – членовредительство; заглатывание инородных предметов. Подсос – отсутствие средств к существованию; проживание на подачках. Блатарь, собственно говоря, блатной. Отрицаловка – отрицательно настроенные осужденные – заключенные, которые с точки зрения администрации исправительно-трудового учреждения мешают его работе.

"Тебе придурки сами на цирлах балон принесут". Балоны – деньги. Придурки – заключенные, устроившиеся на теплые должности в зоне: на кухню, в хлеборезку, библиотеку и прочее. На цырлах – бежать или подавать что-нибудь на цырлах значит: и на цыпочках, и стремительно, и с душевным усердием – и все это одновременно.

"Нюхай! Ноздрей должен чувствовать, кто перед тобой: кум, наседка или гумузница". Кум – оперативник колонии, который вербует среди арестантов агентов. Наседка – арестант-стукач, которого подсаживают либо в камеру, либо к конкретному заключенному, чтобы выведывал тайны. От банального стукача отличается тем, что работает в камерах сизо или тюрем, то-есть на крытых режимах. Гумза – гадкий человек.

МНЕНИЯ

НИКОЛАЙ ДОЛГОПОЛОВ, член Общества по изучению истории отечественных спецслужб: "Я включал телевизор с опаской. Заведомо интересно, но в последнее время о работе разведчиков наснимали столько всякой неправдоподобной ерунды. Зря боялся: пока правдоподобно, без излишних киношных эффектов, которые превращают фильм о разведке в бандитский триллер. Ведь еще великие наши нелегалы Абель-Фишер и Молодый-Лонсдейл восхищались первой серией культового "Мертвого сезона", а вот о второй – с погонями и драками – отзывались саркастически. "Апостол" во многом держится на Евгении Миронове, и чуть, по-моему, "проседает" на Николае Фоменко, актере прекрасном, однако в типаж чекиста военной поры никак не вписывающемся. Как бы это сказать поделикатнее, уж очень он круглощек. Глядя на военные фотографии людей той поры и профессии, не найдешь среди них плотных и расплывшихся: сухощавые, поджарые, с чертами лица острыми... Впрочем, генофонд наш здорово изменился, а некоторые привычные для военной и довоенной эпохи типажи просто исчезли. Да что там довоенной, если актера на небольшую роль Гагарина режиссер Учитель и то отыскал с великим трудом."

ВЛАДИМИР ФЕДОРОВ, экономист: "Главный герой слишком эклектичен. Он "ботает по фене", все ужимки и прыжки у него как у отъявленного урки. И вот он приезжает с героем Николая Фоменко на родную квартиру, и оказывается, что он воспитывался с гувернером, на рояле играть умеет. Я не верю этому человеку. Это "киношные ходули". Не верю, что вдруг в тюрьме жизнь его так изменила! Хотя игра актеров – блестящая. И еще. Фильм рассказывает о работниках контрразведки, поэтому хочется видеть более интеллектуальное противостояние между героями. Если сравнить с тем, как это противостояние показано в "Семнадцати мгновениях весны", то "Апостол" здесь пока проигрывает."

HOROSCHAJ, интернет-пользователь: "Вчера начала смотреть "Апостол". Посмотрела 7 серий. Поразил "спецэффект". Там без конца все они курят. Миронов, Фоменко, Назаров – все. Беспрерывно. У меня появилась тошнота и одышка. Это при том, что уже несколько дней мне страшно хотелось курить. Расхотелось. Спасибо съемочной группе фильма "Апостол"."