ЕВГЕНИЙ СТЫЧКИН: Я ВПЕРВЫЕ СТОЛКНУЛСЯ С СОЗДАНИЕМ НАСТОЯЩЕГО БЛОКБАСТЕРА

Журнал "Свой" №1
2010

Когда мы общались с Никитой Сергеевичем на одном из "Золотых орлов", где мне нужно было вручать номинацию, он говорил о том, что пишет сценарий и хочет предложить в новой картине один из эпизодов. Уже потом я участвовал в проекте "Цирк со звездами" и представлял разные цирковые номера, что не прошло незамеченным: эпизод, в котором я должен сниматься, Михалков решил немного переиначить. Я должен был стать сапером, минирующим мост, таким русским "человеком-пауком". этот факт меня не удивил, поскольку на "Золотом орле" я был, собственно, Бэтменом и прилетал к Никите Сергеевичу с неба, вот такое получилось естественное продолжение нашего творческого союза.

Несмотря на то, что моя роль в картине небольшая, пришлось сначала 20 дней провести под Нижним Новгородом, потом 10 дней на съемочной площадке в Подмосковье. Если тебя снимают непрерывно месяц, это обычно большая, может, и главная роль, но здесь совсем другой случай. Я впервые столкнулся с созданием настоящего блокбастера с огромным бюджетом, впервые окунулся в такую атмосферу. Особый разговор о том, как снимали картину. Никита Сергеевич работает невероятно тщательно: с одной стороны, знает чего хочет, с другой – легко сворачивается с пути, заинтересовывается еще чем-то, какими-то деталями, чем-то новым, что непременно приходит в голову во время съемок. ...

Работая на картине, я отчетливо понял, что на войне, словно волной, поднимаются самые низменные, самые чудовищные стороны человеческого характера...

Самое большое впечатление на съемках произвел сгоревший мост. Это было массивное сооружение на гигантских сваях, 250 метров в длину и метров 10 в ширину, для того, чтобы машины могли на нем разминуться. Все настоящее: по нему ходили танки, шли полторы тысячи человек, переправляясь на другую сторону. Ну, и местные обрадовались, мол, будет у нас переправа, ура! Но кино есть кино, по сценарию мост должен быть уничтожен. Его взрывали-взрывали, но орешек оказался слишком крепким, наши пиротехники не могли его разрушить двое суток, группа ждала. Мост пилили, резали, отрывали кусками, тянули глохнущими БТРами: это был долгий процесс борьбы. Дальше в нем вроде бы проделали, небольшую брешь и решили, что этого достаточно, можно считать, что переправа взорвана, остальное доделают на компьютере, и приготовились снимать сцену с бомбежкой. Народ отдыхал во время обеда, ели из пластмассовых тарелочек, оператор плавал, мы все были тоже раздеты. В этот момент Никита Сергеевич попросил пиротехников, чтобы мост дымился в кадре. Они сказали – конечно. Вот так? Он попросил сделать дым чуть сильнее. Через 20 секунд становится понятно, как на настоящем пожаре, что стихию нам уже не остановить: в течение, по моему, семи минут мост сгорел до основания, дотла. Деревянная конструкция, которая стояла несколько месяцев на палящем солнце, к тому же была и просмолена, чтобы старее выглядеть. Ситуация казалась и страшной, и комичной одновременно: бедный Никита Сергеевич кричал, мы все куда-то бежали, поскольку было понятно, что времени для съемок отведено совсем немного, но снять надо успеть все! Оператор Влад Опельянц бегал в плавках, потому что его только вынули из реки: он кричал, у кого какой план: "ты возьми крупный, – ты возьми общий". Кто-то лез на кран. Параллельно, с другой стороны, подъехавшие пожарные, сотрудники МЧС пытались справиться с пожаром, но у них не было ни воды, ни пены. Все бегали с ведрами от реки, понимая свое бессилие перед стихией. Эмоционально этот случай произвел на меня серьезное впечатление.

И все-таки покруче, чем горящий мост, могу назвать работу с Никитой Сергеевичем. Понимаю, что об этом на протяжении его творческой жизни говорят все артисты, работающие с Михалковым гораздо дольше, плотнее и глубже, чем я. Это мой первый опыт, это, конечно, огромное удовольствие. И потому что интересно, и потому что чувствуешь себя невероятно защищенным. Ты знаешь, что можешь быть совершенной деревяшкой, но после двух часов, как он что-то рассказывает, как он тебя медленно вкатывает в образ – кем бы ты ни был, ты всегда точно попадешь в лузу!