НИКИТА МИХАЛКОВ: КИНО – ЭТО ГОСУДАРСТВООБРАЗУЮЩАЯ ОТРАСЛЬ

Газета "Российские вести"
26.04.2010
Валерия Тарасова

...

— На днях начался показ "Утомленных солнцем 2" по всей России. В Вашем фильме затронуты многие "вечные" темы, которые волнуют людей в любом возрасте. Одна из них – столкновение веры и смерти. Насколько обоснованно это противопоставление?

— В России говорят, кто верит в случайность, тот не верит в Бога. Это очень важный постулат, на мой взгляд. Я бы не хотел сейчас в это углубляться и заниматься расшифровкой. Мне бы хотелось только, чтобы зрители, посмотрев картину и выйдя на улицу, просто вдохнули свежего воздуха и сказали: какое счастье, что это можно сделать, чтобы после просмотра фильма все проблемы, окружающие их, показались бы пустяковыми.

— В первой части фильма "Предстояние" просматриваются три линии – Нади, Мити и Котова. По логике, они должны пересечься. Произойдет ли это? В чем Ваша задумка?

— В том, что это произойдет во второй части.

— Когда смотришь фильм, создается впечатление, что человеческая жизнь существует только в те моменты, когда не звучат выстрелы. Как только они начинаются, то царит одна смерть. Вы специально сделали акцент именно на этой символике?

— Дело в том, что для нас война окрашена одним цветом – крови и ужаса, так сказать, без детализации. А для человека в окопе война – это совершенно другое. Конечно, страшно, холодно и спать хочется. Но есть вещи, которые приходится делать сейчас и несмотря ни на что: высушить ботинки... а вон на убитом валенки хорошие и вроде моего размера – надо бы снять, а там автомат немецкий – мой-то барахлит... На войне огромное количество "своего" быта, к которому человек привыкает, который становится его повседневной жизнью.

— В картине, по сути, нет привычной военной героики и романтики. Здесь нет "места плакатному подвигу", как во многих других фильмах о войне. Это сознательная позиция?

— Да. Это быт и ужас войны, когда доходишь до дна, и если ты человек, то отталкиваешься от этого дна и взлетаешь наверх. Но об этом во второй части.

— Вас часто критикуют за "нарушение" общепринятых канонов и одновременно обвиняют в консерватизме и "монархизме". Что Вы думаете по этому поводу?

— Ничего. Я вообще не думаю об этом и не собираюсь обсуждать эти темы. Говорить об этом – значит вступить в диалог с людьми, которые заранее готовы на тебя набросится только потому, что ты для них давно являешься раздражителем. ...