К НАМ ЕДЕТ "РЕВИЗОР" СЕРГЕЯ ГАЗАРОВА

Газета "Зеркало недели" №2
13-19.01.1996
Светлана Короткова

В "мосфильмовской" монтажной, на дверях которой табличка – ""Ревизор", режиссер-постановщик Сергей Газаров", несметное количество коробок с пленкой, пронумерованные эпизоды, эпизодики и отдельные планы тесно обступили монтажный стол. Царственный Ираклий Квинихидзе, специально прилетевший из Соединенных Штатов, интеллигентно ищет единственно верный темпоритм эпизода. Режиссер-Газаров запаздывает, его задерживают обязанности Газарова-продюсера. На маленьком экране знакомые лица: Никита Михалков и Марина Неелова, Евгений Миронов и Анна Михалкова, Зиновий Гердт, Олег Янковский, Армен Джигарханян, Алексей Жарков. Господи! Не каждая режиссерская "звезда" соберет такой благоуханный актерский букет-ансамбль.

Многие удачливые и талантливые актеры рано или поздно приходят в режиссуру, но в бизнес – увольте, непомерный груз, а Сергей Газаров организовал кинокомпанию "Никита и Петр". "Ревизор" же завладел им безраздельно после режиссерской постановки этой пьесы на сцене театра-студии Олега Табакова в 1991 году. Тогда же спектакль получил премию Союза театральных деятелей "За лучший спектакль года".

— С тех пор, как господин Гоголь предложил "заглянуть в зеркало", было много толкователей "Ревизора". До нас они дошли во всяческих театральных и литературоведческих изысканиях. Что сегодня побудило Вас сделать такой, на мой взгляд, некассовый фильм?


— В первую очередь хотелось снять с этой пьесы политико-социальный налет, который всегда и у всех был на переднем плане. Да, сегодняшняя пьеса, да, злободневная: на протяжении десятилетий – активная перекличка летучих фраз, которые можно употреблять по отношению к правительству, парламенту, частным лицам. Но я не мог понять – зачем политизировать эту потрясающую историю о любви, о счастье в одном дне, которое испытали практически все персонажи?! Маменька в зрелом возрасте услышала, что в нее влюблен молодой петербургский чиновник. Перед дочкой, которой безумно надоели дети Тяпкина-Ляпкина и Земляники – ведь больше не с кем общаться в уездном городишке, – замаячила светская идиллия со столичным мужем. Городничий почти наяву видел себя с голубой лентой в петербургских гостиных. А сам Хлестаков, сказавший Городничему на прощание, что его никто, нигде, никогда так не принимал! В этот единственный день весь город был счастлив, переменился, оделся в цветы: все были "под адреналином". Это очень славянское желание – испытать полноту счастья, да и Бог с ним со всем. В своем желании испытать это "чуть-чуть", в принципе, человек согласен, что это будет один день. Господи, да разве только нам, славянам, это свойствено? Это общечеловеческое: вспомним господина Фауста, вступившего в бизнес с чертом. Обидно, что историю любви, личной трагедии какой-то, никто не рассматривал. Достаточно этого аспекта, а там прозвучат и политика, и социальность. Да и кроме этого в пьесе есть еще "надцать" пластов, которые люди будут открывать.

— Сергей, Ваш "Ревизор" – это что-то из нереализованной актерской жизни, или у Вас тоже желание "счастья одного дня"?

— Понимаете, если я притрагиваюсь к этому материалу – это уже один день счастья, который длится для меня год. Пролетел незаметно. Снимали в Праге, на студии "Баррандов-фильм", атмосфера на площадке царила прекрасная, у актеров возникло состояние "патологической коммуникабельности". Хотелось бы, чтобы это испытали люди, которые посмотрят картину.

А в основном, конечно, первое, потому что есть какие-то актерские невостребованности в мозгах, в мышцах, в крови. Это не моя вина и не вина людей, с которыми работал, но, думаю, сегодняшняя работа – это уже какой-то следующий уровень. ...

— Так кто Вы сегодня, Сережа?


— Наверное, я в состоянии быть серьезным бизнесменом, но... хочу снимать кино. Меня увлекает кинобизнес: продюсерская, творческая деятельность. Мне интересно взять сценарий, пригласить на него режиссера, найти деньги, а потом пригласить команду. Поэтому четыре года назад я открыл свою компанию. Люди, которые дали деньги на "Ревизора", – серьезнейшая финансово-строительная группа "Мост". Мне повезло: там руководитель – нормальный человек – Владимир Гусинский, тоже выпускник ГИТИСа, учился двумя курсами старше. Проведя в ресторанах и банях почти два года, пришел к нему – вопрос решился в пять минут. При этом он сказал замечательные слова, что это не его бизнес и он не собирается делать на этом деньги, но раз я собрал такую команду, то вроде имею право это делать. Свой же долг он видит в том, чтобы обеспечить мне финансовую сторону, подчеркнул желание вложить деньги в национальную культуру: в любом случае фильм станет одним из "Ревизоров", но с такими актерами, может быть, запомнится чуть дольше.

— Действительно, как удалось собрать такую грандиозную актерскую команду: людей увлекла идея или... коммерческая тайна?

— Думаю, то и другое. Актеры шли без проб. Это вообще ненужное, на мой взгляд, дело: если режиссер не может представить себе актера на роль, он не может снимать кино, быть творческим человеком. Я предложил тем, кого видел в этих ролях, – с каждым встречался, рассказывал свою концепцию, все они согласились. Подчеркиваю, никто из них не спрашивал о деньгах, я даже удивился – почему? Я же могу оплатить?! К примеру, играющий Хлестакова Евгений Миронов узнал, сколько он получит, только на съемках. Это – счастье. Другое дело, что я не могу человеку, артисту, большой звезде предложить работать за копейки. Достойной оплаты все равно не было, был минимум, который можно было заплатить, не унижая их достоинства. Во всяком случае, все были довольны, хотя я знаю, что есть картины, где платят гораздо больше.

— Каковы перспективы у картины "Ревизор" попасть к зрителю?

— В первую очередь этот фильм делается не для фестивалей, хотя, не буду лицемерить, – почему бы не показать, если есть что? Она – для людей, проживших в этой стране и знающих, о чем идет речь, проходили в обязательном порядке в школе. Знаю, сам проходил и... ненавидел. Не хочу никого обижать, но в школе не заострил свое внимание ни на Пушкине, ни на Гоголе. Не говорил бы об этом, если б касалось только меня, но это тотальное явление. Так вот, я хотел бы, чтобы в школах это смотрели, хотел бы подарить каждой московской школе по нашей фирменной кассете.

— А в Баку, а в Киеве?

— Украина – родина Николая Васильевича, с удовольствием это сделал бы, но масштабы, дорогостоящее удовольствие. Удастся кого-то убедить – тогда да, очень хочу, чтобы все школьники посмотрели. У нас мечта: сделать кассету и выпустить книгу с фотографиями артистов – это должно заинтересовать, захочется посмотреть. Хочу, чтоб увидели все: в Украине, в Белоруссии, в России, чтобы не лежала картина в каких-то непонятных фирмах. Приложу максимум усилий, чтобы этого не случилось. И еще, хотел бы заработать деньги и вернуть "Мосту", чтобы они ощутили, что это не совсем беспроигрышный бизнес, чтобы им захотелось еще участвовать в создании картин. ...