ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ ОТБИЛ ЛЮБИМУЮ ЖЕНУ У ВЛАДИМИРА МАШКОВА

7 дней
22.10.13
Анастасия Филатова

28 октября на канале «Россия» стартует телевизионный фильм «Пепел», обещающий стать главной киносенсацией сезона. Картину, снятую «ВайТ Медиа», даже сравнивают с «Ликвидацией» — те же 40-е годы, лихо закрученный сюжет, звездный актерский состав. Да и одного из главных героев военной саги опять играет Владимир Машков.

В основе сценария — история реально существовавшего вора, которого звали Сенька Пепел. Он специализировался на вскрытии сейфов. Роль талантливого медвежатника досталась Евгению Миронову. «Мне не впервой взламывать сейфы в кино, — рассказывает актер, — а в этом фильме мне пришлось проделывать это много раз. У Пепла не случайно такая кличка: он мастер своего дела, артист, и у него есть фишка — открыть любой сейф ровно за то время, которое требуется для того, чтобы выкурить одну сигарету, а на месте преступления он оставляет фирменный знак — горстку пепла».

По сюжету Сенька Пепел знакомится в купе поезда с капитаном Красной армии Игорем Петровым (его играет Владимир Машков), которому грозит арест. Когда на Пепла нападают воры, чтобы отобрать охраняемый им общак — награбленное золото, Петров вступает в драку и выходит из нее победителем. Пока Пепел лежит без сознания, герой Машкова забирает все золото, а также документы и одежду медвежатника, взамен оставляет свои вещи и ударяется в бега. Так капитан становится уголовником, а вор — красноармейцем, который еще и умудряется влюбить в себя жену Петрова Риту (Елена Лядова). «Это уже моя восьмая совместная работа с Владимиром Машковым, — поделился Евгений Миронов. — С моим другом, с которым мы прошли много чего в этой жизни, научившись понимать друг друга с полувзгляда. Слов не нужно. Но такое — обмен судьбами — мы сыграли впервые. По сюжету мне нужно влюбить в себя его жену. Чтобы покорить такую женщину, приходится предпринимать все возможное и невозможное. В конце фильма борьба за Риту становится самой главной темой. Все остальное не важно. Важны лишь страсть, любовь и вот это чувство собственности, когда только «мое» и ничье больше. В итоге это приводит к трагическим последствиям».

На съемках картины актерам не раз приходилось рисковать собственной жизнью. К примеру, Владимир Машков самостоятельно выполнял многие опасные трюки. «Как-то ему даже пришлось нырять в водопад с ледяной водой, — рассказала «7Д» исполнительный продюсер картины Елена Марковская. — Камера снимала лица героев крупным планом, поэтому привлечь дублера было сложно. Внизу, конечно, стояли водолазы, готовые в любой момент броситься на помощь, но Володя прекрасно справился сам». Прыгал в воду с высоты и актер Андрей Смоляков, исполнитель роли вора по кличке Гардероб, причем делал это впервые в жизни. А Евгению Миронову пришлось научиться водить старенький, военных времен, мотоцикл с люлькой. «Он три раза глох, но на четвертый все-таки поехал. Женя все шутил, что, как только вернется в Москву, пересядет на мотоцикл: едешь медленно, зато без пробок», — смеется Елена Марковская.

За пять месяцев съемок артисты так сроднились с техникой той эпохи, что теперь легко могут управлять «черными воронками», «эмкой» («ГАЗ-М-1») и «полуторкой» («ГАЗ-АА») — все эти автомобили были взяты для фильма из частных коллекций. «У нас даже старинный броневик снимался. По сценарию он падал в яму, но мы так аккуратно все сделали, что умудрились его не повредить», — говорит художник картины Жанна Пахомова.

Прыжки в ледяную воду и управление военной техникой — далеко не все трудности, которые пришлось преодолеть. Фильм снимали в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, и однажды в Финском заливе случился сильный шторм, и часть декораций была сильно повреждена. Пришлось спешно все восстанавливать. А осенью на болотах артистов покусали комары, и особенно досталось Евгению Миронову. «Из-за укусов у Жени началась настоящая аллергия, — рассказывает оператор-постановщик Илья Демин, — у него весь лоб опух и покраснел. Женя очень волновался, что в кадре это будет видно. Но гримеры помогли скрыть следы укусов, да и мы поставили более мягкий свет, так что все обошлось». Актерское мастерство Миронова произвело на Демина огромное впечатление. «Сначала мы снимали массовку, которая плохо знает тексты, и артистов, играющих роли второго плана, а только потом разворачивали камеру в этой сцене на Миронова, — рассказывает оператор. — И он так грустно говорил: «Шестнадцать дублей я произношу свой текст на общем плане, потом на среднем, потом спиной. И только после двенадцати часов работы камера разворачивается на меня и я должен выдать портрет крупным кадром. Ребят, да я выжат как лимон!» Он не капризничал, просто констатировал факт. И как бы ни устал, играл блестяще. Выражение глаз, выступивший пот, нервное дрожание губ, ухмылка — все в нем было. Еще Миронов очень требователен к своему костюму. Несколько раз приезжал и примерял, просил перешить, подделать, придирался к пуговице, петелькам. Говорил: «Вот мне станет жарко, я должен буду легко и небрежно расстегнуть пуговицу, потому что, по идее, делаю это в тысячный раз. Мне нельзя ковыряться в кадре — тут каждая деталь важна».

Руководил звездным актерским составом голливудский режиссер украинского происхождения Вадим Перельман, известный по фильмам «Дом из песка и тумана» с Беном Кингсли и «Мгновения жизни» с Умой Турман. Чтобы обстановка максимально соответствовала выбранной эпохе, художники здорово потрудились над созданием декораций. «Съемки проходили в воинской части в 120 километрах от Питера, — рассказывает Жанна Пахомова. — Там стояли бараки, которые мы полностью восстановили. Помимо этого пришлось засыпать болото и выстроить плац. Еще работали во дворцах, заброшенных усадьбах, в недействующей тюрьме в Кронштадте. А небольшую часть декораций построили в Москве в павильонах». Главный объект фильма, золотодобывающий прииск, соорудили на берегу Финского залива на гектаре земли за рекордные 30 дней. «Раньше золото добывали, промывая речной песок вручную, — объясняет Жанна Пахомова. — Поскольку мало кто знает, как выглядел прииск в те годы, мы обратились за помощью к горным инженерам — они нам показали учебники со схемами. Выстроили жилые дома, конюшни, вышки, на 25 сваях поставили паровую машину, которая гнала воду по желобам. А золото у нас — крашенные из баллончика камешки». «Машков, как приехал, первым делом попросил показать ему прииск и военную часть, — рассказывает Елена Марковская. — Я показала, а он говорит: «Как здорово, что удалось все готовое найти!» Пришлось объяснять, что готового и в помине не было. Он лишь присвистнул от удивления».

Для съемок даже пришлось сконструировать новый операторский кран. Идею подсказал режиссер Вадим Перельман — он удивлялся, что в России нет специальных приспособлений, к которым он привык в Голливуде. «Из радиоуправляемой «головы» от большого крана и маленькой тележки мы создали свой мини-кран и назвали его «Дёмакран». Догадайтесь, почему!» — смеется оператор Илья Демин.

Уже сейчас «Пепел» называют главным телефильмом года. Оно и понятно: в картине задействованы еще и Чулпан Хаматова, Сергей Гармаш, Ирина Розанова, Владимир Гостюхин, Сергей Чонишвили и другие звезды. Образ каждого требовал детальной проработки, особенно художникам пришлось постараться ради прекрасных дам. «В 30-е годы украшения выглядели иначе, — говорит Жанна Пахомова, — нельзя просто купить современную брошь и выдать ее за брошку того времени. Поэтому мы привлекли к работе ювелиров, которые создали уникальные эскизы, а мы уже изготовили по ним украшения».