ВЛАДИМИР МАШКОВ И АНДРЕЙ СМОЛЯКОВ НЕ ПОДЕЛИЛИ ОБЩАК

Вокруг ТВ
04.10.2012
Сергей Арморян

Канал Россия готовит «бомбу» — многосерийный фильм «Пепел» с участием звезд российского кино: Владимира Машкова, Евгения Миронова, Андрея Смолякова, Елены Лядовой, Петра Мамонова, Чулпан Хаматовой, Сергея Гармаша и Сергея Чонишвили.

Лента охватывает период с 1938 по 1948 год. В основу картины легла реальная история вора Арсения Пепла (Евгений Миронов) и капитана Красной армии Игоря Петрова (Владимир Машков). Волею обстоятельств герои меняются документами, а значит, и судьбами. Капитан становится уголовником, а вор — красноармейцем, который еще и умудряется влюбить в себя жену Петрова Риту (Елена Лядова). Со слов исполнительного продюсера фильма Елены Марковской, вор по кличке Пепел — знаменитый медвежатник, который всякий раз на месте совершенного им преступления оставляет фирменный знак — пепел от сигареты. Отсюда и название фильма.

Знакомятся герои Машкова и Миронова в 1938-м в поезде. Игорь Петров бежит от очередной волны армейских чисток и случайно оказывается в купе вместе с Арсением Пеплом, который везет главарю банды воровской общак (золото с прииска). Его сообщники решают присвоить золото. Завязывается драка, в которую вмешивается и Петров. Он лихо расправляется с ворами, а потом, пока Пепел находится без сознания, забирает общак, документы Арсения и его одежду, оставляя взамен свои вещи, и выпрыгивает с поезда…

Написал сценарий к фильму известный блогер Эдуард Багиров. А снимает этот интересный проект голливудский режиссер с украинскими корнями Вадим Перельман. Его лента «Дом из песка и тумана» в 2003 году номинировалась на премию «Оскар» в трех категориях. …Очередной съемочный день проходит под Питером. Живописное место в Ленинградской области, в природном заповеднике «Ульяновка».

Крутой спуск, за который цепляются мощными корнями многовековые сосны, упирается в быструю реку с небольшим водопадом. Гримеры наносят следы крови и грязи на лица актеров. Сегодня на площадке два героя: новоявленный Пепел (Владимир Машков) и его сообщник — вор по кличке Гардероб (Андрей Смоляков). Машков и Смоляков, держащий в руках мешок с каким-то скарбом, закуривают и уходят в лес метров на двести. По сюжету их герои бегут из заключения через лес. Актеры выбегают из леса в грязной рваной одежде с кровавыми ссадинами на лице, тяжело дыша, а потом, еле передвигая ноги от усталости, добираются до камеры оператора.

— Кадр снят! — кричит генеральный продюсер группы компаний «ВайТ Медиа» (WeiT Media) Тимур Вайнштейн.

Режиссер проекта Вадим Перельман слег с жуткой простудой (съемки все время проходят на натуре, а погода уже по-настоящему осенняя), поэтому его на несколько дней заменил Вайнштейн.

Чтобы не заболели и актеры, их быстро кутают в пуховики. На улице градусов десять тепла и неприятный осенний дождь. Машков и Смоляков садятся на стулья, берут по стакану горячего чая и вспоминают съемки в сериале «Дубровский», в котором вместе играли 14 лет назад.

К ним присоединяется Вайнштейн, и они начинают обсуждать трудности следующей сцены.

Героям предстоит спуститься с пологого берега и плыть по реке, преодолевая водопад. Сложный трюк, но Владимир Машков любит в экстремальных сценах все делать сам, без каскадеров. Просил он об этом и создателей проекта.

— Зачем ненужный риск? — говорит Тимур Вайнштейн. — Если бы эту сцену делали в последний день, то тогда, конечно, согласились бы (смеется). Разумеется, я шучу. Машков у нас один!

Съемка задерживается. Пока нет машины скорой помощи, да и водолазы должны еще очистить спуск с небольшого озера, с которого начинается водопад, от острых камней.

Ассистент просит, чтобы машина скорой подъехала как можно ближе к съемочной площадке. Водолазы при помощи топора стесывает острые камни, чтобы каскадеры не получили травмы. Появляются на площадке и два дублера актеров — Павел Сергеев и Ян Кузьмин. Со спины их не отличишь от Машкова и Смолякова. Они такой же комплекции, с такими же прическами, в таких же одежде и сапогах. А у каскадера Павла Сергеева, заменяющего Смолякова, справа на шее та же татуировка паука, как и у актера. Им объясняют задачу: они должны спуститься со склона, свалиться в реку, переправиться через водопад и уже у берега упасть на живот. Конечно, на каскадерах под одеждой защита, но трюк все равно крайне сложный.

Начинается репетиция. Первыми в водопад скатываются два водолаза.

— Тут глубина около двух метров, — кричит один из них.

Очередь за каскадерами.

— Все, снимаем, — говорит Вайнштейн.

Дублеры Машкова и Смолякова быстро взбираются на холмистый берег, подходят к краю и начинают спуск. Со стороны все смотрится зрелищно. Каскадер Машкова катится, цепляется за ветку сосны и падает в реку, а дублер Смолякова просто перекатывается вниз и оказывается вместе со своим напарником в водопаде. Течение сильное, видно, что тренированным парням такой заплыв не кажется легкой разминкой...

— Будет еще дубль! — говорит Вайнштейн.

Промокнувшие насквозь каскадеры переодеваются в точно такую же сухую одежду, припасенную для второго дубля. А потом вместе с Вайнштейном просматривают на мониторе, как снят трюк.

— Нас реально понесло, — признаются они.

— Не надо цепляться за ветку, падай сразу! — советует Вайнштейн.

В обсуждение трюка вмешивается и Владимир Машков, он что-то увлеченно начинает говорить своему дублеру. …Все готово к съемке. Ассистент стоит с установкой, выпускающей дым, который в кадре будет выглядеть как настоящий туман. При помощи мощного вентилятора дым оседает на поверхности реки.

Пиротехники бросают дымовые шашки на другой берег — одна из них падает в воду, но продолжает дымить. Густой туман заволакивает всю реку. После второго трюка вся съемочная площадка начинает аплодировать. Парни справились с задачей на отлично, как настоящие профессионалы.

После того как каскадеры переоделись, нам удается поговорить с ними. — Самое сложное — о камни не удариться, — улыбается Павел Сергеев. — Спасибо водолазам: они проверили все дно, поэтому мы не получили травм.

— Постановщик трюков объяснял, как все надо выполнять технически, — продолжает Ян Кузьмин, — а Владимир Машков советовал, как мы должны все делать с актерской стороны: какие выдать эмоции, как показать сильную усталость… Напомнил, что по сценарию мой напарник должен помогать мне, а не я ему.

К слову, в фильме будут и другие сложные трюки с участием Яна и Павла. Один из них — драка в железнодорожном вагоне в сцене знакомства Пепла и Петрова. Во время потасовки одного из них выбросят из поезда, и он влетит прямо в столб. Все паровозы и вагоны настоящие, эпохи сороковых, их арендовали в музее РЖД.

В другой экшен-сцене довоенный легковой автомобиль ГАЗ-М1 (известный в народе как «Эмка») улетает с моста метров на тридцать при помощи специального пневматического устройства. Говорят, что кадр получился чрезвычайно зрелищным. Для этого трюка машина специально была куплена у коллекционера.

…Тем временем съемка продолжается. Каскадеры отсняли самые сложные моменты сцены. А теперь Машков со Смоляковым делают свою работу. Они сами спускаются с крутого склона. Кадр снимают со второго дубля. После сцены водолаз на спине переносит Андрея Смолякова через реку — актер смеется.

Однако все равно сегодня ни Машков, ни Смоляков не избежали купания в ледяной воде.

В следующей сцене они ложатся у берега на живот, а потом выходят, пошатываясь от страшной усталости, из воды.

— Идея снять этот фильм родилась у нас в 2010 году, — говорит Тимур Вайнштейн. — «Пепел» крайне интересен с жанровой точки зрения: с одной стороны это масштабная детективная историческая сага, с другой — в сериале есть и сильная мелодраматическая составляющая.

Наступает время обеда. Передвижная кухня готовит еду прямо на съемочной площадке. И звезды, и другие члены киногруппы едят одно и то же. Кстати, в тот раз на первое у киношников был вкусный грибной суп, на второе — на выбор тефтели или курица с овощными салатами, а на третье — компот.

Пока идет подготовка к съемке, подходим к Андрею Смолякову, который, кстати, уже подкрепился.

— Андрей, сегодня снимали одну из самых сложных сцен в фильме. Как вам работа каскадеров?

Андрей Смоляков: Я всегда испытываю чувство благодарности к ним, они всегда честно выполняют свою работы.

— А вы с Машковым не порывались все сделать без их помощи?

Андрей Смоляков: Не дали (улыбается). Но все же спуск с холма и выход из воды выполнили сами. Вода сегодня — самый тягостный момент. Уже четверть века снимаюсь в кино, и ничего с тех пор так и не изменилось. Съемки на водоемах обязательно проходят либо осенью, либо зимой, либо в начале весны, но никогда — в теплое время года.

— Какая еще сцена была физически сложной?

Андрей Смоляков: Побег из зоны тоже получился «замечательный». Ползали вместе с оператором по узкому туннелю. Признаюсь, ощущение не из приятных.

— Как вам ваш герой?

Андрей Смоляков: Роль нравится, она характерная. Такое мне приходится играть редко, поэтому получаю нормальный актерский кайф. Тут есть возможность просто поиграть в хорошем смысле этого слова.

— С коллегами из «Табакерки» на площадке комфортно?

Андрей Смоляков: Нам всегда хорошо вместе и на площадке, и на улице… Вместе снимаемся не часто, но когда подобное происходит, это большая радость. И я без всяких сомнений согласился на эту роль, узнав, что Женя (Евгений Миронов. — От автора) и Володя (Владимир Машков. — От автора) будут играть в проекте. Мы знаем друг друга не один десяток лет. Машков и Миронов предельно серьезны и дотошны, до каждой детали, в работе, все время собраны и сконцентрированы. Мы даже позволяем себе поболтать на какие-то отвлеченные темы только во время обеда, чтобы все время находиться в нужном для роли состоянии. Это от нашего учителя (Олега Табакова. — От автора).

— Татуировку на шее гримеры каждый день рисуют новую?

Андрей Смоляков: Да, но вот этот ноготь (с улыбкой показывает мизинец на левой руке) делают надолго. Вот еще золотые фиксы — с ними снимаюсь впервые. А вообще, у меня грим не самый сложный — минут на двадцать.

— Судя по всему, эта роль пришлась по душе, а что еще хотите сыграть?

Андрей Смоляков: Многие любящие меня люди говорят, что надо обязательно сняться в комедии. Уверяют, что я могу быть смешным. В театре я это показываю, хочется и в кино попробовать.

— К мнению кого из близких больше всего прислушиваетесь?

Андрей Смоляков: Есть такой человек в жизни у каждого гражданина нашей планеты — мама. Она и самый страшный критик, и самый большой почитатель. Она — человек, который может сказать все. А если ей что-то не нравится, то я к этому обязательно прислушиваюсь, потому что близкие люди часто замечают что-то раньше нас самих. Мама порой неожиданно подмечает то, о чем я и не догадывался.

— Чем отличается работа в полном метре и в сериале?

Андрей Смоляков: Объемом работ, если в кино за день надо снять минуту, то тут намного больше. Хотя в «Пепле» нормальный режим. Я даже не чувствую разницы — снимают этот проект для большого экрана или телевидения. Порой у нас на площадке даже аплодируют, как в театре.

— Со стороны смотришь и понимаешь, что снимается не дешевое мыло…

Андрей Смоляков: Конечно, нет. Да и чего греха таить, такие парни, как мы, в дешевом бы никогда не снимались (смеется).

— Как думаете, зритель заметит этот фильм?

Андрей Смоляков: То, что я вижу на мониторе, и понимаю, как это потом все может склеиться, смотрится здорово! Думаю, что в результате получится достойный фильм.

…Актер идет на репетицию следующей сцены, в которой его героя, желающего узнать у Пепла, где спрятан воровской общак, убьет персонаж Владимира Машкова…

Съемки фильма «Пепел» будут проходить до конца ноября в Санкт-Петербурге и Ленобласти, в Ярославле и Москве.